Найти в Дзене
Ленинка

Искусство пользоваться автомобилем

Точное время начала истории автомобиля определить сложно, так как те машины, которые были его прообразами, автомобилем можно назвать с большой натяжкой. Обозначим его рождение периодом с середины XVIII до начала XIX века.

Иллюстрация из каталога «Opel. Склад автомобилей и гараж» (Москва, 1911)
Иллюстрация из каталога «Opel. Склад автомобилей и гараж» (Москва, 1911)

Уже в начале XX века автомобиль в России становится и роскошью, и средством передвижения. Выпускаются всевозможные сборники, альбомы автомобильной тематики, правила эксплуатации и управления автомобилем, а также различные руководства.

Склад и гараж представительства автомобильной фабрики Opel в 1911 году располагались напротив Цирка на Цветном бульваре. Чтобы облегчить выбор покупателю, компания издавала специальные иллюстрированные журналы с актуальными предложениями, ценами, краткими техническими характеристиками, а также новостями автомобильной индустрии и спорта. Товарный ряд не ограничивался только готовыми, собранными машинами, предлагались также детали — добавочные части и арматура, резиновые шины.

Сравнение цен на разные автомобили. Иллюстрация из каталога «Opel. Склад автомобилей и гараж» (Москва, 1911)
Сравнение цен на разные автомобили. Иллюстрация из каталога «Opel. Склад автомобилей и гараж» (Москва, 1911)

Цены на автомобили варьировались, как и сегодня, в зависимости от размера машины и её комплектации. Смог ли позволить себе автомобиль человек среднего класса? Например, годовое жалованье учителя в России в 1911—1912 годах составляло в среднем 700 рублей.

Автосалоны начала XX века предлагали своим клиентам двухместные коляски американского типа с массивными крыльями и наличием лобового стекла. Популярностью пользовались открытые дубль-фаэтоны, в которых было предусмотрено место для двух, четырёх, шести или восьми пассажиров. Не менее разнообразными были гоночные автомобили.

Счастливым владельцам автомобилей необходимо было изучить правила безопасного вождения. Автор одного из пособий по освоению этого искусства пишет:

Идеальный автомобилист должен бы заключать в себе такое соединение мысли... что надо быть полубогом, чтобы считать себя вправе взяться за управление автомобилем.

Далее он выделяет два качества, которыми должен обладать образцовый автомобилист — хладнокровие и механический инстинкт. Также он подробно описывает правильную посадку водителя за рулём и прочие важные моменты при обучении вождению.

Самым варварским экипажем, мелькающим по городу, всё же является трамвай. Ни за кем не числится столько разрушающих поступков. <...> Нам следует попытаться изыскать добрососедские отношения с этим чудищем.

Советский период первой половины XX века — время бурного строительства и развития автомобильной промышленности. Перед введением в эксплуатацию машины должны были пройти испытательный автомобильный или мотоциклетный пробег, который регулировался специальными правилами. Цель данного пробега — определить прочность и выносливость автомобиля (мотоцикла), его экономичность и проходимость.

Уже в дополнении к правилам дорожного движения в 1929 году было указано, что в России регистрацией транспорта занимались окружные управления местного транспорта — ОМЕСы, а госномера выдавали в органах исполкома.

Согласно ПДД 1927 года на перекрёстках регулировать движение могли не только постовые, но и «временно заменяющие их» дворники. А максимальная скорость движения легковых автомобилей в Москве составляла 20 км/ч. Сигналить столичным автомобилистам было строго запрещено, как и свистеть. На привокзальных площадях место парковки указывали милиционеры. Штраф за вождение в нетрезвом виде — 50 рублей, при этом средняя зарплата составляла 75 рублей.

Более подробно о правилах и об автомобилях расскажут уникальные документы каталога НЭБ, которые собраны в специальную коллекцию, посвящённую истории автомобильной индустрии в нашей стране.

Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.