Столкнулась на другом ресурсе, что многие читатели впервые слышат его имя. У этого печального положения есть свои причины, о которых я расскажу.
Красивый парень с автопортрета не должен был стать художником. Он должен был стать воином, в соответствии с обычаями своего народа.
Родился он на Кавказе, в богатом ауле Дади-Юрт, и традиционным занятием его предков были война и молодецкие набеги на соседей с целью грабежа.
Это проистекало не от их некоей испорченности, а от особенностей места их проживания - на скалах, увы, ничего не растет, не цветет, и скотоводством там заниматься тоже нет возможности. Люди выживали с помощью такого вот рискованного занятия, весьма обыкновенного в тех местах по тем же причинам.
И вот, в 1819 году добрые молодцы из этого аула угнали у русской армии табун лошадей. Большой табун лошадей - благодаря чему целое подразделение конницы превратилось в подразделение пехоты. Это разозлило Ермолова, и воспоследовало уничтожение аула. Бой был страшный. А когда он завершился, и солдаты делали контрольный обход пылающих руин, один из них обнаружил маленького раненого ребенка возле трупа его матери.
Навскидку определили, что мальчишке года три, и забрали его с собой. Ну не оставлять же его среди обугленных развалин...
Были большие сомнения у врачей в том, что мальчик сможет выжить. Однако ему это удалось.
Далее сведения о его жизни отсутствуют. Но некую роль в ней сыграл какой-то Захар. Это был или казак, у которого ребенок жил после спасения, или солдат, который его нашел - данные не состыковываются, но именно по этому человеку мальчику дали отчество и фамилию.
Известно так же, что крестили его в 1823 году.
И, таким образом, на свет появился Пётр Захарович Захаров (1816 -1846 гг.), который позже прибавил к своей фамилии слово Чеченец.
В 1823 году каким - то образом он попал к двоюродному брату генерала Алексея Ермолова - Петру Ермолову. Собственно, он его и крестил и от него ребенок получил то имя, под которым позже стал известен.
Петр Ермолов тоже был военным, в чине подполковника, своей семьи тогда еще не имел и с энтузиазмом принял ребенка на воспитание.
Мальчика обучали, и на определенном этапе заметили, что он хорошо рисует. Тут же Петр Ермолов загорелся желанием отправить его учиться сразу в Академию, но детей туда не принимали, так что пришлось просто нанять для воспитанника хорошего учителя. Однако, когда Петр Захаров достиг 17-летия и по возрасту и способностям имел возможность поступить в Академию, возникло неожиданное препятствие - по действующим законам крепостные и инородцы в Академии обучаться не могли.
Обиженный за любимого Петрушу воспитатель поднял на уши всех знакомых, и все - таки нашел способ определить воспитанника в эту самую Академию.
И в 1833 году Захаров попадает в столицу (под неусыпным контролем воспитателя и его знакомых. Одного там Петрушу не бросили).
Академию он закончил, художником стал, но его происхождение опять вызвало сложности.
Во - первых, ему не дали стипендию, чтобы продолжить обучение в Италии, как это тогда было принято - именно как инородцу. Причем вычеркнул его из списков лично Николай Первый.
А во - вторых, он взаимно любил девушку, и ее родственники, вроде бы хорошо Петра знавшие и хорошо к нему относившиеся, не разрешили ей выйти за него замуж, но при этом выразили готовность отдать ее за первого встречного, чтобы поскорее забыла о своих чувствах...
Несмотря на такие удары судьбы Петр Захаров остается в Петербурге и начинает там работать портретистом. Становится известен. Однако местный климат способствовал развитию у него туберкулеза, так что через некоторое время он обосновался в Москве.
Работал художником, нашел там любимую женщину - из семьи потомственных врачей, женился. Продолжал общаться с семейством Ермоловых - его бывший воспитатель уже вышел в отставку генералом, и свил гнездо с семью детьми.) А еще - стал академиком живописи.
Его работой, за которую он получил это звание, был, теперь общеизвестный, портрет Алексея Ермолова.
В общем-то жизнь его вошла в стабильную, приятную колею, все наладилось, и он стал обычным талантливым российским художником, который неплохо жил результатами своих трудов.
А потом... все рухнуло.
Через полгода после свадьбы его жену унес туберкулез. И буквально через месяц, от той же болезни, обострившейся горем, умер и сам художник. И мы не знаем - те ранения, которые он получил в детстве, сыграли роль в дальнейшем состоянии его здоровья или нет...
Чем он замечателен.
Во - первых, он был талантлив.
Во - вторых, благодаря пробивной силе своего воспитателя, он смог этот талант реализовать.
В - третьих, он в 19 веке единственный чеченец, ставший художником, а потом еще и академиком.
А вот картинам его не повезло.
И здесь опять, как ни странно, сыграло роль его происхождение.
Они были. Они были в музеях страны еще в 30-е годы 20-го века. Но после депортации чеченцев в 1944 году некоторые деятели подсуетились, и на всякий случай данные о художнике - авторе картин подтерли. То есть где - то они и есть, но как картины именно его авторства не значатся.
Ну и естественно, его работы хранились в Грозненском краеведческом музее и были испорчены во время военных действий конца 20 века.
Вот такая судьба человека.
При страшных обстоятельствах получил шанс реализовать заложенные в нем природой способности, но не выжил в чуждом климате... Сложно все.