Найти в Дзене
Дарья Нестерова

🛑📖 Что мешает ребёнку читать быстро?

Оглавление

В этой статье хочу разобрать причины, почему ребёнок читает медленно с ошибками, без выражения и не понимает прочитанное.

Оговорюсь сразу, чтобы Вы понимали: читать быстро - это только одна часть навыка. В школе я читала быстрее всех, кроме одного мальчика, но при этом совершенно не понимала прочитанное. Поэтому не гонимся за скоростью, гонимся за осознанностью.
Тем не менее, если чтение медленное, значит есть и сопутствующие проблемы, так что обратить на это внимание обязательно нужно.

Итак.

📍 Причины медленной скорости чтения у ребёнка

🔶 Непоставленная техника чтения

Здесь вариантов много - ребёнка учили неправильно, учили урывками или не учили совсем.

Важно, чтобы ребёнок ушёл от слогового чтения, но я встречаю ситуации, когда даже девятиклассники читают практически по слогам.

🔶 Регресс

Или говоря по простому, ребёнок постоянно возвращается глазами в начало.

Например, предложение: “лама ест траву”.
Ребёнок читает: ла-ма, возвращается, чтобы узнать, что получается слово “лама”. Читает дальше “ест”. Возвращается, чтобы узнать, что получается “лама ест”. Читает дальше: “тра-ву”. Возвращается, чтобы узнать, что это за слово, а потом, чтобы ещё раз понять, что там за предложение.

Видите, на таком коротком промежутке ребёнок может сделать огромное количество возвратных движений глазами и застопориться, чтобы обработать информацию.

🔶 Не развитая антиципация

Антиципация - это навык угадывания.

У нас взрослых, если нет дислексии и проблем с чтением, он развит хорошо. Так, по очертаниям букв, по смыслу предыдущих слов, Вы можете угадывать, что будет дальше.

Вам не нужно разглядывать каждую букву, чтобы убедиться, что это действительно то слово, которое Вы видите.

Но если этот навык не развит достаточно, то угадывание бывает ложным, тогда ребёнок додумывает окончания и слова, или его нет совсем и ребёнок тормозит, чтобы проверить себя на правильность.

🔶 Маленький угол зрения

В данном случае мы говорим о ширине зрения при чтении. Это никак не связано со зрением или особенностями зрения.

В идеале, когда Вы читаете, то видите несколько слов впереди боковым зрением. За счёт этого скорость Вашего чтения увеличивается. Люди, более прокачанные в навыке чтения, могут охватить глазами несколько строк, абзац, несколько абзацев или всю страницу.

А дети со сложностями при чтении зачастую видят только несколько букв вперёд или только одно слово, что очень тормозит скорость чтения.

🔶 Невнимательность

Если ребёнок постоянно отвлекается во время чтения, то он теряет строчку, делает ошибку, перескакивает на другое слово или другую строку, что приводит к замедлению скорости и снижению осмысленности чтения.

Нам частенько кажется, что читать - процесс очень простой, но я уже несколько раз говорила и повторюсь: это один из сложнейших процессов мозга.

Во время чтения Вы распознаёте буквы, переводите их в звуковые образы, складываете в слова, переводите слово в образ, обдумываете, что это означает. Ваше левое и правое полушарие работают в плотной связке друг с другом, постоянно обмениваются данными, поскольку для того чтобы Вы понимали и запоминали прочитанное нужно задействовать много разных отделов головного мозга.

Ребёнку, у которого есть трудности, сделать это очень сложно.

Для эксперимента попробуйте почитать сложную книгу будучи взвинченным, перевозбуждённым или напротив очень усталым. У Вас получится медленно и невнимательно. Именно так чувствует себя ребёнок.

⚪️ Дополнительные причины

Я перечислила основные проблемы, скажу ещё несколько менее значимых, но тем не менее, они тоже могут играть роль:

🔺маленький словарный запас - ребёнок тормозит из-за того, что не может узнать слово или прочитать его правильно;

🔺сложный текст - не соответствует возрасту ребёнка;

🔺логопедические проблемы в прошлом - не все и не всегда;

🔺плохо развитый артикуляционный аппарат - даже во время чтения про себя связки и органы ротовой полости шевелятся, у нас есть внутреннее проговаривание.

Как видите причин и проблем может быть много.

Зачастую они идут в связке. Например, ребёнок невнимательный и ещё у него не поставлена техника чтения. В этом случае само чтение превращается в пытку и результата мало: ничего не запоминает, не может пересказать и так далее.

Что делать родителям?

Как Вы уже поняли, все эти трудности достаточно легко решаемы. Важно только заниматься с ребёнком, тренироваться в чтении.

Но хочу Вас предупредить. Многие дети, у кого есть трудности, перечисленные мною выше, очень не любят читать. Мы всегда не любим то, что у нас не получается.

Поэтому ни в коем случае НЕ:

❌ заставляйте БОЛЬШЕ ЧИТАТЬ (это не помогает);

❌ наказывайте чтением;

❌ принуждайте читать, если ребёнок категорически не хочет.

Чтобы устранить проблемы медленного чтения, нужно не больше читать, а грамотно развивать навыки. Для этого применяются специальные упражнения и игры. Ребёнку и интересно, и легко, и полезно. Он не испытывает дискомфорт и ненависть к чтению, как это бывает, если просто сидеть и пыхтеть над книжкой.

Уверена, Вы уже попробовали заставить ребёнка читать, но понимаете, что это ни к чему не приводит. Не добивайте, иначе рискуете сделать так, что ребёнок будет ненавидеть чтение.

В нашей онлайн-школе есть в том числе и обучению скорочтению, что включает в себя:

☑️ развитие скорости;

☑️ постановку техники;

☑️ улучшение памяти и внимания;

☑️ повышение осознанности и понимания прочитанного.

Так что, если не справляетесь сами, можете обратиться к нам. Приходите на диагностическую консультацию, на которой тренеры школы Одарение подберут подходящее обучение.

✍️ Записаться на консультацию