Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Турбодизель для АЗЛК-2141 — как завод почти разработал целую линейку собственных моторов

Возвращаемся к привычному графику публикаций после моей поездки в Карелию. Это значит, что сегодня вас ждёт рассказ про очередной экспонат выставки «Мечта Москвича» на ВДНХ.

Напомню, что мы всё ещё находимся в зале с прототипами и в прошлый раз говорили об АЗЛК-2144 «Истра»:

Кроме прототипов автомобилей в зале можно увидеть перспективные двигатели, которые готовились к серийному производству. Например, турбодизель АЗЛК-21413.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Разработка перспективного дизельного двигателя началась в середине 80-х годов. В то же время АЗЛК уже вёл активную разработку нового семейства легковых автомобилей АЗЛК-2141.

С самого начала конструкторы прекрасно понимали, что имеющиеся в распоряжении завода двигатели УЗАМ-412 были не только конструктивно устаревшими, но и откровенно слабыми.

Новому автомобилю требовался новый более современный мотор. Так конструкторы АЗЛК начали разработку не одного, а целое семейство унифицированных моторов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Москвичи могли бы вновь обратиться к давним партнёрам — Уфимскому моторостроительному заводу, но те отказались разрабатывать новый двигатель, сославшись на нехватку средств.

Масла в огонь подлил ещё и АвтоВАЗ, начавший к тому времени выпуск новой модели с очень удачным мотором.

В такой сложно ситуации конструкторы АЗЛК решили, что разработают семейство силовых агрегатов своими силами.

Линейка моторов предусматривала бензиновый и дизельные силовые агрегаты, максимально унифицированные между собой для удешевления разработки и производства.

Было изготовлено несколько опытных опытных партий бензиновых двигателей объёмом 1,8 литра в версиях 21414 (карбюраторный, 8-клапанный), 21415 (инжекторный, 8-клапанный) и 21416 (инжекторный, 16-клапанный). Они развивали от 95 до 125 лошадиных сил.

Дизелей было два: 21423 (1,9 литра, атмосферный, 65 лошадиных сил) и 21413 (1,8 литра, с турбонаддувом, 85 лошадиных сил).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Для начала создали атмосферный АЗЛК-21423. За основу взяли 8-клапанный бензиновый двигатель 21414 мощностью 95 лошадиных сил.

Оба мотора имели чугунный блок цилиндров и алюминиевую ГБЦ с ременным приводом распределительного вала.

Интересно, что несмотря на то, что двигатели получились довольно компактными, они располагались в моторном отсеке продольно, а не поперечно.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Широкая унификация дизеля с бензиновым мотором позволила значительно снизить его себестоимость: предполагалось, что вариант на тяжёлом топливе будет лишь на 10% дороже бензинового.

Испытания, проведённые в 1987 году, показали пригодность новых моторов к серийному производству. Одновременно с этим АЗЛК начал строить моторный завод, где собирался производить новые двигатели.

Тогда же появился ещё один вариант дизельного мотора. На этот раз с турбонаддувом, получивший индекс АЗЛК-21413.

Он выдавал 85 лошадиных сил, а в перспективе планировалось установка двухвальной 16-клапанной ГБЦ, что увеличило бы мощность и топливную эффективность двигателя.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К сожалению, дальнейшая судьба новых моторов сложилась неудачно: как и многим другим отличным проектам помешал распад Советского Союза.

Он произошёл как раз тогда, когда моторный завод уже практически был достроен.

Сначала проект заморозили, а потом полностью закрыли, сделав ставку на двигатели Ford.

В 1998 году оборудование было разукомплектовано и списано, а здание моторного цеха передали заводу «Автофрамос», где позже начался выпуск автомобилей Renault Logan.

В коллекции экспозиции «Мечта Москвича» есть оригинальный дизель АЗЛК-21413, который можно рассмотреть со всех сторон.

Жаль, конечно, что заводу не удалось наладить серийный выпуск такой интересной (и очень нужной) линейки двигателей.

Если бы они успели, возможно сейчас в стране был бы нормальный легковой дизель...