Рисование пейзажа не менее трудная задача, чем, скажем, рисование головы человека. Так же как портрет требует от рисовальщика знаний анатомии, перспективы и ощущения объема в пространстве, или, иными словами, объемно-пространственного видения,
так и рисование пейзажа с натуры требует тех же навыков. Нужно безупречно знать и очень хорошо чувствовать перспективу для того, чтобы все предметы, которые входят в рисунок пейзажа, поместить
в пространство. Нужно знать строение и характер деревьев, трав, камней, построек — словом всего того, что пейзажист может встретить, работая над пейзажем, Иными словами, следует очень ревностно, с любовью относиться к рисунку пейзажа, чтобы день ото дня
познавать с карандашом в руках все неповторимое многообразие
природы.
Занятие это покажется некоторым довольно скучным на первых порах: ведь куда приятнее выйти на природу с красками и написать этюд — это интереснее и увлекательнее, чем рисование карандашом. Однако если обратиться к истории искусства, то нетрудно
заметить, сколько сил, энергии и труда отдавали художники изучению природы посредством рисунка. Леонардо да Винчи (рис. 29),
Рембрандт (рис. 30), Сильвестр Щедрин, Александр Иванов, Милле, Ф. А. Васильев (рис. 31), А. К. Саврасов, В. М. Васнецов (рис. 32), И. И. Шишкин (рис. 33), И. И. Левитан (рис. 34), В. А. Серов (рис. 35), М. В. Нестеров, А. А. Рылов, Г. С. Верейский (рис. 36) — каждый из мастеров рисовал по-своему, исходя из присущих ему творческих позиций, вкладывая в свои произведения большую любовь к природе.
Некоторые рисунки старых мастеров носили характер подсобных набросков, выполненных с натуры для изучения того или иного объекта природы, который необходимо было познать для более убедительного изображения его в задуманной картине; некоторые рисунки были сделаны как самостоятельные, законченные и экспонировались на выставках.
Изучая наследие мастеров пейзажной живописи, я убедился на собственном опыте в том, что заниматься пейзажем и игнорировать рисунок, то есть игнорировать изучение закономерностей многообразных форм окружающей нас природы, невозможно. Поэтому начинающему пейзажисту нужно с первых же шагов приучить себя систематически рисовать окружающее.
Как же практически это сделать? Обыкновенно художник-пейзажист несколько раз в году выезжает на природу. Он пишет этюды, задумывает пейзажные композиции на основе наблюдений, рисует
и делает всевозможные наброски карандашом или углем. И чем целенаправленнее, плодотворнее пейзажист поработал на природе, чем больше он собрал натурного материала для задуманной картины, тем успешнее пойдет работа непосредственно над пейзажем-картиной.
Начинающему художнику-пейзажисту также необходимо работать на природе. В первый же выезд на этюды нужно, помимо красок и холстов, взять с собой принадлежности для рисования. Очень хорошо иметь небольшой карманный альбом с карандашом и носить
его постоянно с собой. Куда бы вы ни пошли — в лес, в поле, на речку — всегда берите этот небольшой
альбомчик. По пути вам может понравиться тот или иной мотив —немедля зарисуйте его в альбом, чтобы потом, может быть, сделать с него рисунок или этюд. Вы можете идти по опушке, вдоль которой
бежит, извиваясь, образуя очень интересные изгибы тропинка или дорога — и это зарисуйте, стараясь проследить за тем, чтобы и дорога, и тропинка лежали на плоскости земли и уходили в перспективу.
Вы можете встретить характерное по форме дерево или группу деревьев — не проходите мимо, а заносите заинтересовавший вас объект в свой альбом; смотрите внимательнее на пропорции деревьев, на их силуэты.
Кроме небольшого карманного альбома, нужно
иметь при себе большой альбом, куда бы вы заносили более проработанные, более длительные рисунки. Скажем, вас заинтересовала труппа елей в лесу и вы решили их нарисовать. Найдя нужную композицию, начинайте, не торопясь, рисунок. Сначала
внимательно продумайте композицию, найдите отношение вышины к ширине каждого дерева, обратив внимание на характер деревьев. У одной ели очень низкие и раскидистые лапы, другая, наоборот,
может оказаться стройной и ствол ее внизу будет почти
оголен, третье дерево совершенно сухое. Словом, на первом этапе рисунка, работая почти без тона или вводя тон, очень деликатно, главное внимание обращайте на характер и пропорции отдельных элементов. Если, в рисунке или в характеристике предметов ошибки, тут же исправляйте их, так как в дальнейшем вы увлечетесь частностями и можете забыть или не увидеть ошибок.
Прорабатывая рисунок дальше, начинайте вводить тон и им лепить объем предметов, которые вы изображаете. Не увлекайтесь чернотой, вводите тон постепенно, сравнивайте все тени между собой, так как только одна из них будет самая темная. Точно так же внимательно сравнивайте все света — один из них будет самым светлым в вашем рисунке.
Богатство тональности, воздушную среду дают полутона. Чем богаче градации тона, чем многообразнее полутона, тем живописнее рисунок. Окончательно завершая рисунок, еще раз подробно просмотрите весь лист в целом — проверьте отношение деталей между собой и внимательно отнеситесь
к их звучанию в целом листе.
Первый рисунок такого рода пусть займет у вас 3—4 сеанса часа по два. Затем, по мере усложнения задач, увеличивайте количество сеансов.
В подобных рисунках в каждом отдельном случае ставьте перед собой ясную и определенную задачу. Давайте себе отчет в том, что вы хотите изучить.
обойтись линией. Возможно, что рисунок станет даже выразительней.
Примером такого лаконичного решения может служить «Рисунок дерева» Леонардо да Винчи (рис. 29). Посмотрите, какими скупыми средствами мастер достигает совершенства. Почти одной
линией точно и тонко, как говорят, портретно передано строение и характер дерева.
Возьмем другой пример. На берегу реки вы увидели очень интересную по форме группу камней. Мне думается, в данном случае рисунок будет выразительнее, если форму камней пролепить тоном,
сочетая его с четкой и точной линией.
Блестяще решение такой задачи вы найдете в приведенном нами рисунке Ф. А. Васильева (рис. 31). Посмотрите, как внимательно и точно художник следит за строением камней, как виртуозно владеет.
он простым карандашом, сочетая точную линию с тоном, который он наносит очень деликатно и всегда там, где он необходим.
Если, скажем, вас заинтересовало строение молодого деревца, сухой ветки или труппы веток старого дерева, то в данном случае может быть необязательно введение в рисунок тона.
И, наконец, вам понравилось, вас захватило то или иное состояние природы, причем быстро проходящее. Ну, скажем, снегопад, мятущиеся по небу облака при сильном ветре или тихий летний вечер с очень красивым силуэтом далей и мерцающих огней в деревне. Все это можно показать в рисунке. Только здесь будет уместно использовать тональный рисунок, причем хорошо рисовать кистью, взяв для этой цели черную акварель или сепию.
Цель такого рисунка — передача состояния природы. Если вы верно возьмете тональные отношения неба и земли, найдете силуэт дальнего плана, то огоньки в окошечках деревенских изб у вас непременно
загорятся. Примеров такого рода рисунков можно привести много.
Посмотрите внимательно работы Милле, Коро, Шишкина, Левитана, Серова, и вы найдете в творчестве этих художников множество образцов тональных рисунков.
Кроме карманного и большого альбома, было бы очень хорошо, если бы вы захватили с собой на природу несколько листов ватмана или полуватмана и планшет для наклейки пол-листа бумаги.
Итогом всех ваших рисунков, набросков, наблюдений явился бы длительный рисунок.
Если вы предполагаете вести рисунок в течение, скажем, недели, выбирайте мотив, в который входят разнообразные компоненты пейзажа — дорога, деревья, постройки, дали, словом, сложный мотив, чтобы на нем попробовать свои силы.
Для такого рисунка нужен соответствующий материал: или карандаш, или уголь, или сангина, или сепия, черная акварель или тушь. Сделав рисунок, вы почувствуете, в чем вы сильны и что еще
не очень твердо изучили. Такой рисунок будет генеральной проверкой всех навыков, которые вы приобрели за лето в области рисования пейзажа. Чем больше вы будете рисовать, тем успешнее будут
результаты вашей работы.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.5_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА