Многие международные бренды объявили в 2022 году об уходе из нашей страны или приостановке своей деятельности. Прожив все стадии неизбежного горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие,— мы наконец-то поняли, что уход иностранцев на самом деле не такой уж и страшный.
Для российского бизнеса, который не имел связей с европейскими и американскими компаниями, наступили весьма благоприятные времена. Конечно, для принятия решения о запуске собственного бизнеса или инвестпроекта, нужны веские основания, расчеты и аналитические обзоры рыночных ниш, чтобы понять какая из них наиболее перспективная.
Поэтому мы проанализировали все текущие возможности рынка и собрали для вас самые перспективные ниши на рынке.
1. Пошив и продажа одежды, обуви, аксессуаров
Крупные бренды один за другим покидают российский рынок, но есть и такие, кто хочет остаться. Они продают свой бизнес в России новым владельцам и продолжают работать уже под другим названием. Известные марки одежды, обуви и аксессуаров распродают остатки, за ними в торговых центрах выстраиваются очереди из поклонников бренда. И это несмотря на то, что цены на них выросли, в том числе и из-за глобального нарушения логистических цепочек. Да, ушли не все, и многие остались, но ниши, которые раньше занимали крупные игроки, опустели и нехватка качественной одежды и обуви чётко прослеживается. Так куда идти за стильным луком?
В течение периода доминирования на российском рынке зарубежных производителей одежды и обуви, выросло не одно поколение дизайнеров и предпринимателей. Для них сейчас открываются заманчивые перспективы. Однако, легкая промышленность испытывает шоковое состояние, как и вся страна в целом. Одна из многочисленных причин — нарушение поставок тканей и фурнитуры из Европы и США. Легпрому приходится переориентироваться на поставщиков из дружественных государств. Следующий этап — подтолкнуть на производство высококачественной продукции отечественные фабрики.
2. Производство мебели и товаров для дома
Шведский гигант, давай, до свидания! IKEA ушла с российского рынка, устроив распродажу остатков. Производители мебели и товаров для дома доступного массовому покупателю ценового сегмента, выдохнули с облегчением. Настала пора начать свое производство кроватей, светильников, тумбочек, ковров, обоев и других предметов интерьера.
Но важно помнить: потребитель привык к соотношению цены и качества, какое предлагала им та же IKEA. Поэтому сборка шкафа производства условной саратовской мебельной фабрики не должна превращаться в нервный квест. Среди покупателей будут цениться простота монтажа мебели, её экологичность и конечно же качество.
Кстати, у нас есть классный кейс по созданию фирменного стиля для бренда диванов. С ним можете ознакомиться тут.
3. Программное обеспечение и IT-инфраструктура
Это наверное самая перспективная ниша с благоприятной средой для развития бизнеса в России, после того, как монстры IT-индустрии заявили об уходе. Но она подразумевает тщательный хэдхантинг. Разработка приложений, ПО, сервисов и много чего ещё требует квалифицированных программистов, аналитиков, data science специалистов, менеджеров продукта, дизайнеров, тестировщиков и системных администраторов.
Сбор, хранение и передача информации с помощью технических устройств для общения людей на расстоянии будут востребованы всегда. Так что айтишникам есть где разгуляться. Более того и пожалуй самое важное: государство сейчас оказывает поддержку этой отрасли, освободив от некоторых налогов, снизив ставки по кредитам, предоставив отсрочку от армии и выделяя гранты.
4. Производство бытовой химии и средств гигиены
Лидеры рынка товаров первой необходимости, таких как средства гигиены и бытовой химии, объявили о сворачивании рекламных кампаний в РФ и вероятности ухода из страны. Хорошо известные бренды для чистки поверхностей, мытья посуды и полов, стирки белья и шампуней могут исчезнуть с полок наших магазинов. Неужели мы останемся без гелей и зубных паст?
Точно нет. В России есть свои производства средств гигиены и бытовой химии, и они не принадлежат иностранным компаниям. Но большинство из них работает на импортных компонентах. Из-за нарушения поставок которых пришлось срочно искать новых партнеров, например, в Турции и в Китае. Но это выход лишь на первый взгляд. Чтобы предприятие работало бесперебойно, необходимо наладить собственное производство химических ингредиентов и упаковки. И тогда порошки, спреи и гели, сделанные в России полностью из наших компонентов, будут стоить дешевле зарубежных, дефицита которых пока на полках на наблюдается.
Буквально на днях мы выложили в блог статью-кейс о бренде бытовой химии с продажами более 50 млн в год, рекомендуем к прочтению!
5. Ремонт оборудования
Некоторые мировые бренды — производители оборудования для ряда сфер промышленности и бытовых нужд, объявили об остановке поставок, гарантийного и иного вида обслуживания на территории России. Но техника имеет свойство ломаться, а это значит, что её ремонт будет весьма востребован. Идея создать мультибрендовую компанию, занимающуюся закупкой запчастей в Китае или другой дружественной стране, имеет все шансы на успех.
А о том, как можно выделиться среди конкурентов в этой нише читайте в статье!
6. Внутренний туризм
С 2020 года начался рост показателей внутреннего туризма из-за пандемии коронавируса. В 2022 по причине закрытия воздушного пространства в ряд стран рост путешествий по стране продолжился. Российские курорты оценили небывалый спрос на свои объекты размещения, услуги и экскурсии, подняв на некоторые из них стоимость. При этом сервис оставляет желать лучшего.
В сегменте внутреннего туризма бизнесу есть где развернуться. Наш турист избалован высококлассными услугами, которые им на протяжении десятилетий предлагала заграница, но которых пока у нас нет. Совершенствование сферы гостеприимства должно стать одной из приоритетных задач развития страны. Владельцы отелей, апартаментов, турагентств, экскурсионных бюро и прочих организаций, так или иначе связанных с отечественной туротраслью, должны осознать всю важность своей миссии.
7. Экологичный и здоровый корм для кошек и собак
Новость о намерении ряда мировых брендов уйти из страны, владельцы домашних питомцев восприняли негативно. Корма, которыми они привыкли потчевать своих животных, могут исчезнуть с полок магазинов. Но не всё так трагично.
Некоторые производители импортных кормов всего лишь приостановили инвестиции и прекратят импорт продукции, а заводы пока продолжают работать. Однако, цена на продукцию растет и это бьёт по карману. Отечественные корма — а они есть, только их мало и о них фактически никто знает, не уступают по составу зарубежным аналогам, а порой в разы экологичнее и дешевле.
8. Аутсорсинговый бизнес
У аутсорсинга вполне себе светлое будущее. Квалифицированные маркетологи, аудиторы, специалисты по клинингу и безопасности, юристы и бухгалтеры обходятся дешевле штатных единиц. Компании, стремящиеся к оптимизации расходов, вероятнее всего заключат договор с организацией, представляющей услуги компетентных профи.
9.Бизнес с Китаем и Турцией
Массовый уход или приостановка деятельности на неопределенный срок ряда мировых брендов открыло окно возможностей для налаживания связей с КНР и Турцией. Критиков этой идеи немало, также как и её сторонников.
Из этих стран, с которыми у нас есть сухопутные и морские границы, товар можно привозить всеми доступными способами транспортировки грузов.
10. Фермерство
Потребность человека в молочных продуктах, хлебе, овощах и мясе ежедневна и неоспорима. В нашей стране миллионы гектаров непаханых полей. Некоторые даже сдаются в аренду, например, Узбекистану для выращивания зерновых. Но сельское хозяйство трудоемкий и низкорентабельный бизнес. Постоянно надо покупать животных, обновлять оборудование, следить за сельхозтехникой. Так что кто хочет быстрой прибыли, фермерство — это не ваше.
Вывод:
Владельцу бизнеса, который решится реализовать одну из этих или множества других идей, стоит помнить, что у каждого региона России своя специфика, сформировавшийся имидж и особенности развития. Нужно исходить из потребностей города и области, чтобы бизнес стал рентабельным. Ну и прежде, чем приступить к его запуску, всё тщательно рассчитать, учитывая возможные риски.
Brand hub на примере своих проектов прослеживает тенденцию и подтверждает, что замена новыми игроками ниш, освобождающихся после ухода иностранных брендов, набирает обороты.
А какие еще ниши по вашему мнению могут быть перспективны?