Найти тему
Художник

Портрет в русской живописи

Илья Репин - Портрет композитора М. П. Мусоргского
Илья Репин - Портрет композитора М. П. Мусоргского

Портрет – это один из самых интересных жанров изобразительного искусства. Ведь хороший портретист не только мастерски передаёт внешнее сходство изображаемого человека, но ещё умеет уловить его настроение и даже отразить определённые черты характера персонажа.

Слово «портрет» происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».

Искусство портрета требует, чтобы кроме внешнего сходства в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типичные черты своей эпохи. Нужно отметить, что художник не может беспристрастно регистрировать внешние и внутренние особенности портретуемого. Автор портрета невольно передаёт и своё личное отношение к персонажу, своё мировоззрение и даже настроение. Творческая манера художника, выбранный колорит и стиль изображения – формируют общую подачу персонажа, что зрительно усиливает впечатление от личности изображаемого.

В 17 веке в России сформировался особенный жанр портрета – парсуна, которая создавалась по правилам иконописи. Парсуна была прямой предшественницей портрета. В ней стиль, приёмы и технология написания икон в строгом соответствии с религиозными канонами продвинулись к более личным, индивидуальным особенностям и характеристикам конкретных персонажей. Парсуны создавались для надгробий, как мемориальные образы. На них умерший человек изображался как «воскресший», персонаж выглядел, как живой.

Парсуна – Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
Парсуна – Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский

И, несмотря на то, что первые парсуны очень напоминали иконы (оплечные или оглавные изображения), но изображаемые люди имели свои индивидуальные черты и даже личные качества характера, а лицо получалось живым и своеобразным.

От парсун пришло новое понимание живописи, как изображение с «живства», то есть, с натуры. Этому способствовал опыт европейских мастеров, освоивших портретный жанр, как психологически точные произведения искусства.

На смену парсунам пришли парадные портреты высших особ, так называемые «сарматские портреты». Эта мода пришла с запада, когда в период расцвета барокко, стремились сохранить для потомков благородный облик и подчеркнуть высокое происхождение рода. Название «сарматский» связано с «сарматизмом» – шляхетской идеологией, опиравшейся на древние корни шляхов – кочевников сарматов, как ответвление германской народности. Сарматы отличали себя от массы простолюдинов (славян и литовцев) и считали себя знатью.

Сарматский портрет имел отличительные особенности и специфические атрибуты – фигура часто в полный рост, в парадной одежде, соответствующей титулу и регалиям персонажа.

А. Н. Антропов. Портрет атамана Ф. И. Краснощекова. 1761 г
А. Н. Антропов. Портрет атамана Ф. И. Краснощекова. 1761 г

Даже русские цари заказывали написание своих парадных сарматских портретов популярным польским художникам. В 1660-х годах поляк Стефан Лопуцкий писал «с живства» (с натуры) самого Алексея Михайловича.

Стефан Лопуцкий - Царь Алексей Михайлович
Стефан Лопуцкий - Царь Алексей Михайлович

Портретная живопись получила объем, глубину и светотень, предметы обрели материальную осязаемую форму и фактуру.

К начала 18 века портретный жанр получил широкое распространение в России, тогда же пришла мода заказывать написание портретов у живописцев. В петровское время русская живопись осваивает новые средства передачи реальности – прямую перспективу, дающую возможность на двухмерном изображении передать объём и глубину пространства. Осваивают взаимоотношения света и тени. Искусство портрета стало переплетением традиционных технологий, исконно русских с иноземными и новыми. Портрету петровской эпохи присущ пафос.

Иван Никитин – Портрет Петра I,    1717 г
Иван Никитин – Портрет Петра I, 1717 г

От того времени до нас дошла интересная «Преображенская серия» - цикл портретов приближенных императору Петру I, при этом персонажи отличаются иронично-сатирической манерой передачи образов. Авторство точно не установлено, но все портреты созданы либо в одной мастерской, либо принадлежат кисти одного художника.

Преображенская серия - Портрет Якова Тургенева
Преображенская серия - Портрет Якова Тургенева

Портретисты ушли от принятого религиозного понимания личности, как «преображённой и духовной», запечатлённой в своём «идеальном вневременном состоянии» к «бытовому» и «индивидуальному», неповторимому образу конкретного человека.

Художники постепенно переходят к станковой живописи. Возникла мода на заказы повторных портретов – особенно тиражировались портреты императора, его семьи должностных лиц.

К середине 18 века портрет становится не только предметом роскоши для верховной знати, но и «спускается» до поместного дворянства, купечетсва и деятелей культуры. Портрет превращается в средство самоутверждения и эстетизации жизни. Появились талантливые портретисты – Мина Кольцов, Алексей Антропов, Иван Аргунов.

Иван Аргунов - Портер неизвестной в крестьянском костюме
Иван Аргунов - Портер неизвестной в крестьянском костюме

Характерной была манера декорирования персонажа: струящиеся шелка, бархат и тщательно прописанные рисунки на ткани и «стекловидных» кружев, ювелирные украшения - всё превращалось в драгоценную оправу лица.

Цвет в русской живописи более насыщенный, чем в европейской школе. Возможно, это связано с более мажорным, целостным восприятием окружающего мира.

К концу 18 века декоративность уходит из портрета, уступая место реализму и камерности.

Вошедший в моду стиль классицизм отразился и в портрете. Появились оттенки сентиментальности и предромантического характера. По уровню качества русский портрет достиг таких высот, что легко конкурировал с известными мировыми образцами. А имена Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского вошли в мировую историю живописи.

Владимир Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной», 1797 г.
Владимир Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной», 1797 г.

19 век принёс эпоху романтизма и качественное изменение в русском портрете. Теперь стало важным умение передать психологический характер персонажа, с его романтическим флёром и лёгкой тайной прошлого.

Лучшим портретистом того времени считается Орест Кипренский.

Орест Кипренский - Портрет А. С. Пушкина
Орест Кипренский - Портрет А. С. Пушкина

А также – Василий Тропинин, Карл Брюллов, Александр Варнек.

Василий Тропинин - Автопортрет
Василий Тропинин - Автопортрет

К середине 19 века заказчиками портретов становятся не только представители знати, но и интеллигенция. Передвижники создали ряд роскошных реалистичных портретов, отразивших свою эпоху.

Имена художников-передвижников Василия Перова, Ивана Крамского, Николая Ге, Василия Сурикова, Валентина Серова вошли в историю живописи.

Особенно имя Ильи Репина.

Илья Репин - Портрет композитора М. П. Мусоргсокго
Илья Репин - Портрет композитора М. П. Мусоргсокго

Илья Репин дружил с композитором Модестом Мусоргским, часто бывал на его премьерах и любил слушать «Хованщину». Композитор, в свою очередь, не пропускал выставки Репина и даже иногда сопровождал работу художника игрой на рояле. В 1881 году Мусоргский тяжело заболел и попал в военный госпиталь. Репин, находящийся в это время в Петербурге, выехал в Москву проведать композитора. И прямо там, в больничной палате, в течение 4 дней писал портрет своего товарища.

В портрете композитора М. П. Мусоргского Илья Репин не пытается скрыть «человеческие слабости» своего персонажа. Но даже в больничном одеянии, при плохом самочувствии, с пристальным и немного отрешённым взглядом, Мусоргский выглядит человеком «красивым и духовно великим».

Через несколько дней Модеста Мусоргского не стало.

Современники особо отмечали взгляд, пойманный Репиным: «Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением».