Портрет – это один из самых интересных жанров изобразительного искусства. Ведь хороший портретист не только мастерски передаёт внешнее сходство изображаемого человека, но ещё умеет уловить его настроение и даже отразить определённые черты характера персонажа.
Слово «портрет» происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».
Искусство портрета требует, чтобы кроме внешнего сходства в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типичные черты своей эпохи. Нужно отметить, что художник не может беспристрастно регистрировать внешние и внутренние особенности портретуемого. Автор портрета невольно передаёт и своё личное отношение к персонажу, своё мировоззрение и даже настроение. Творческая манера художника, выбранный колорит и стиль изображения – формируют общую подачу персонажа, что зрительно усиливает впечатление от личности изображаемого.
В 17 веке в России сформировался особенный жанр портрета – парсуна, которая создавалась по правилам иконописи. Парсуна была прямой предшественницей портрета. В ней стиль, приёмы и технология написания икон в строгом соответствии с религиозными канонами продвинулись к более личным, индивидуальным особенностям и характеристикам конкретных персонажей. Парсуны создавались для надгробий, как мемориальные образы. На них умерший человек изображался как «воскресший», персонаж выглядел, как живой.
И, несмотря на то, что первые парсуны очень напоминали иконы (оплечные или оглавные изображения), но изображаемые люди имели свои индивидуальные черты и даже личные качества характера, а лицо получалось живым и своеобразным.
От парсун пришло новое понимание живописи, как изображение с «живства», то есть, с натуры. Этому способствовал опыт европейских мастеров, освоивших портретный жанр, как психологически точные произведения искусства.
На смену парсунам пришли парадные портреты высших особ, так называемые «сарматские портреты». Эта мода пришла с запада, когда в период расцвета барокко, стремились сохранить для потомков благородный облик и подчеркнуть высокое происхождение рода. Название «сарматский» связано с «сарматизмом» – шляхетской идеологией, опиравшейся на древние корни шляхов – кочевников сарматов, как ответвление германской народности. Сарматы отличали себя от массы простолюдинов (славян и литовцев) и считали себя знатью.
Сарматский портрет имел отличительные особенности и специфические атрибуты – фигура часто в полный рост, в парадной одежде, соответствующей титулу и регалиям персонажа.
Даже русские цари заказывали написание своих парадных сарматских портретов популярным польским художникам. В 1660-х годах поляк Стефан Лопуцкий писал «с живства» (с натуры) самого Алексея Михайловича.
Портретная живопись получила объем, глубину и светотень, предметы обрели материальную осязаемую форму и фактуру.
К начала 18 века портретный жанр получил широкое распространение в России, тогда же пришла мода заказывать написание портретов у живописцев. В петровское время русская живопись осваивает новые средства передачи реальности – прямую перспективу, дающую возможность на двухмерном изображении передать объём и глубину пространства. Осваивают взаимоотношения света и тени. Искусство портрета стало переплетением традиционных технологий, исконно русских с иноземными и новыми. Портрету петровской эпохи присущ пафос.
От того времени до нас дошла интересная «Преображенская серия» - цикл портретов приближенных императору Петру I, при этом персонажи отличаются иронично-сатирической манерой передачи образов. Авторство точно не установлено, но все портреты созданы либо в одной мастерской, либо принадлежат кисти одного художника.
Портретисты ушли от принятого религиозного понимания личности, как «преображённой и духовной», запечатлённой в своём «идеальном вневременном состоянии» к «бытовому» и «индивидуальному», неповторимому образу конкретного человека.
Художники постепенно переходят к станковой живописи. Возникла мода на заказы повторных портретов – особенно тиражировались портреты императора, его семьи должностных лиц.
К середине 18 века портрет становится не только предметом роскоши для верховной знати, но и «спускается» до поместного дворянства, купечетсва и деятелей культуры. Портрет превращается в средство самоутверждения и эстетизации жизни. Появились талантливые портретисты – Мина Кольцов, Алексей Антропов, Иван Аргунов.
Характерной была манера декорирования персонажа: струящиеся шелка, бархат и тщательно прописанные рисунки на ткани и «стекловидных» кружев, ювелирные украшения - всё превращалось в драгоценную оправу лица.
Цвет в русской живописи более насыщенный, чем в европейской школе. Возможно, это связано с более мажорным, целостным восприятием окружающего мира.
К концу 18 века декоративность уходит из портрета, уступая место реализму и камерности.
Вошедший в моду стиль классицизм отразился и в портрете. Появились оттенки сентиментальности и предромантического характера. По уровню качества русский портрет достиг таких высот, что легко конкурировал с известными мировыми образцами. А имена Фёдора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского вошли в мировую историю живописи.
19 век принёс эпоху романтизма и качественное изменение в русском портрете. Теперь стало важным умение передать психологический характер персонажа, с его романтическим флёром и лёгкой тайной прошлого.
Лучшим портретистом того времени считается Орест Кипренский.
А также – Василий Тропинин, Карл Брюллов, Александр Варнек.
К середине 19 века заказчиками портретов становятся не только представители знати, но и интеллигенция. Передвижники создали ряд роскошных реалистичных портретов, отразивших свою эпоху.
Имена художников-передвижников Василия Перова, Ивана Крамского, Николая Ге, Василия Сурикова, Валентина Серова вошли в историю живописи.
Особенно имя Ильи Репина.
Илья Репин дружил с композитором Модестом Мусоргским, часто бывал на его премьерах и любил слушать «Хованщину». Композитор, в свою очередь, не пропускал выставки Репина и даже иногда сопровождал работу художника игрой на рояле. В 1881 году Мусоргский тяжело заболел и попал в военный госпиталь. Репин, находящийся в это время в Петербурге, выехал в Москву проведать композитора. И прямо там, в больничной палате, в течение 4 дней писал портрет своего товарища.
В портрете композитора М. П. Мусоргского Илья Репин не пытается скрыть «человеческие слабости» своего персонажа. Но даже в больничном одеянии, при плохом самочувствии, с пристальным и немного отрешённым взглядом, Мусоргский выглядит человеком «красивым и духовно великим».
Через несколько дней Модеста Мусоргского не стало.
Современники особо отмечали взгляд, пойманный Репиным: «Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением».