Предыдущая часть:
Так уж получилось, что в Чехии всегда была развита промышленность. А в особенности машиностроение.
В 1815 году пражский часовщик Йозеф Божик сварганил целый паромобиль, который, на минуточку считается третьим появившимся в мире (после французовского и английского).
А в 1897 году был выпущен первый серийный автомобиль NW Präsident компанией Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesselschaft AG (город Копрживниц)
Думаю, что в этой статье нам стоит рассмотреть три, до боли знакомые каждому жителю бывшего СССР/современной России, компании.
Но прежде чем начать, позвольте показать масштаб чешского машиностроения. После оккупации Чехии Германией в 1938 году, естественно, что вся промышленность перешла в руки Гитлера. Да настолько понравились гитлеровцам танки (а их выпускали автомобильные заводы), что до 1941 года они составляли приблизительно 25% (а в некоторых источниках до 50%) всей бронетанковой армии Вермахта.
Татра (чеш. Tatra).
Собственно, Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesselschaft AG (та компания, которая выпустила первый серийный автомобиль) - это и есть с 1918 года Татра.
В годы Второй Мировой войны на конвейерах завода появился грузовик Tatra 111, который был революционным по конструкции и удобству использования.
После войны продукция Татры, в виде вышеупомянутого грузовика, очень пришлась по вкусу Советским руководителям. И поэтому 111 модель в огромных масштабах ввозилась в нашу страну.
Грузовики из-за надежности в использовании работали на крайнем Севере и на Дальнем Востоке. А один самосвал Tatra 111 даже водрузили на постаменте у ворот Берелехской автобазы в Магаданской области.
Вот так-то.
Собственно, грузовиками и по сей день славится Татра (компания даже имеет свою команду в элитной гонке "Дакар"). Но в СССР они ценились на вес золота. Tatra 138, Tatra 148 (их особенно было много в стране, 148ая даже засветилась в фильме 1978 года "Трасса", посвященном жизни водителей), Tatra 815 с бескапотной кабиной. Тысячи их было)))
Но в самой Чехии были популярны и легковые автомобили копрживницкого завода.
Tatra 600 - Tatraplan - самый известный из них представитель. Кстати, в 2010 году этот автомобиль был признан лучшей классической машиной в Великобритании в категории "авто 1940-х годов".
Алсо, жителю бывшего СССР известны и трамваи Татра. Они тоже чехословацкие. Но произведены заводом - ЧКД (Чешско-мора́вская Ко́лбен-Да́нек; чеш. ČKD — Českomoravská Kolben-Daněk) и к грузовиковой Татре не имеют никакого отношения.
Ява (чеш. Jawa).
Если на звание автомобиля советской мечты претендовала, наверняка, "Волга", то воплощением двухколесного идеала была чешская «Ява».
Основанная в 1929 года компания (город Тинец-над-Сазавоу) по производству дорожных мотоциклов сыскала после войны особо трепетную любовь на территории Союза ССР. Да любовь эта была такая, что в 1976 году общий ввозимый тираж транспортного средства составил 2 миллиона экземпляров.
На фоне условного "Ижа" - "Ява" была легче, маневреннее, комфортнее, посему легко отыгрывала переплату (примерно, в 100 рублей).
Да что уж там говорить. Ява была настоящей звездой киноэкранов. "Бриллиантовая рука", "Приключения Электроника". Чехословацкий мотошедевр засветился даже в мультсериале "Ну, погоди!"
Шкода (чеш. Škoda).
Крупнейший автомобильный производитель Чехии (город Млада-Болеслав) на сегодняшний день.
Фактически является продолжателем компании Laurin & Klement, зарождённой в 1895 году, и ставшей в 1925-м частью промышленного конгломерата «Akciová společnost, dříve Škodovy závody».
Началом коммерческого успеха Škoda можно считать выпуск моделей Škoda Popular (1934 год) в многочисленных вариациях, а также Škoda Rapid, Škoda Favorit и Škoda Superb.
После Второй мировой войны производство, несмотря на значительные повреждения заводов, продолжилось, а такие модели, как Tudor, Octavia, Felicia и 1200, оставили значительный след в заводской летописи.
В советский период, однако же, поставки Шкоды в нашу страну, по большей части, носили единичный характер, и в свободную продажу они не поступали. Исключение составляли лишь фургоны и санитарные машины.
Кстати, название моделей у Шкоды (например, Рапид или Октавия) были повторно применены спустя десятилетия к моделям конца XX - начала XXI веков.
А сегодня благодаря инвестициям Volkswagen (Škoda Auto была поглощена этим немецким концерном), агрессивному маркетингу и глобальному спросу - завод из Млады-Болеслава стал одним из ключевых поставщиков "легковушек" в России и Европе (879 200 проданных экземпляров в 2011 году).
Продолжение следует...