19 подписчиков

Чехия - 7. Автомобильная техника

Це чешско возидло.
Це чешско возидло.

Предыдущая часть:

Чехословакия - 6. Мультипликация (Часть 2).
Ветер Мистраль22 августа 2022

Так уж получилось, что в Чехии всегда была развита промышленность. А в особенности машиностроение.

В 1815 году пражский часовщик Йозеф Божик сварганил целый паромобиль, который, на минуточку считается третьим появившимся в мире (после французовского и английского).

Творение Божика
Творение Божика

А в 1897 году был выпущен первый серийный автомобиль NW Präsident компанией Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesselschaft AG (город Копрживниц)

Первый серийный "Президент".
Первый серийный "Президент".

Думаю, что в этой статье нам стоит рассмотреть три, до боли знакомые каждому жителю бывшего СССР/современной России, компании.

Но прежде чем начать, позвольте показать масштаб чешского машиностроения. После оккупации Чехии Германией в 1938 году, естественно, что вся промышленность перешла в руки Гитлера. Да настолько понравились гитлеровцам танки (а их выпускали автомобильные заводы), что до 1941 года они составляли приблизительно 25% (а в некоторых источниках до 50%) всей бронетанковой армии Вермахта.

Татра (чеш. Tatra).

Собственно, Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriks-Gesselschaft AG (та компания, которая выпустила первый серийный автомобиль) - это и есть с 1918 года Татра.

Эмблема
Эмблема

В годы Второй Мировой войны на конвейерах завода появился грузовик Tatra 111, который был революционным по конструкции и удобству использования.

Татра 111.
Татра 111.

После войны продукция Татры, в виде вышеупомянутого грузовика, очень пришлась по вкусу Советским руководителям. И поэтому 111 модель в огромных масштабах ввозилась в нашу страну.

Грузовики из-за надежности в использовании работали на крайнем Севере и на Дальнем Востоке. А один самосвал Tatra 111 даже водрузили на постаменте у ворот Берелехской автобазы в Магаданской области.

Вот так-то.

Предыдущая часть: Так уж получилось, что в Чехии всегда была развита промышленность. А в особенности машиностроение.-6

Собственно, грузовиками и по сей день славится Татра (компания даже имеет свою команду в элитной гонке "Дакар"). Но в СССР они ценились на вес золота. Tatra 138, Tatra 148 (их особенно было много в стране, 148ая даже засветилась в фильме 1978 года "Трасса", посвященном жизни водителей), Tatra 815 с бескапотной кабиной. Тысячи их было)))

Татра 148
Татра 148

Но в самой Чехии были популярны и легковые автомобили копрживницкого завода.

Tatra 600 - Tatraplan - самый известный из них представитель. Кстати, в 2010 году этот автомобиль был признан лучшей классической машиной в Великобритании в категории "авто 1940-х годов".

Tatra 600 - Tatraplan
Tatra 600 - Tatraplan

Алсо, жителю бывшего СССР известны и трамваи Татра. Они тоже чехословацкие. Но произведены заводом - ЧКД (Чешско-мора́вская Ко́лбен-Да́нек; чеш. ČKD — Českomoravská Kolben-Daněk) и к грузовиковой Татре не имеют никакого отношения.

Tatra T3
Tatra T3

Ява (чеш. Jawa).

Если на звание автомобиля советской мечты претендовала, наверняка, "Волга", то воплощением двухколесного идеала была чешская «Ява».

Ява 638. Самая популярная модель.
Ява 638. Самая популярная модель.

Основанная в 1929 года компания (город Тинец-над-Сазавоу) по производству дорожных мотоциклов сыскала после войны особо трепетную любовь на территории Союза ССР. Да любовь эта была такая, что в 1976 году общий ввозимый тираж транспортного средства составил 2 миллиона экземпляров.

На фоне условного "Ижа" - "Ява" была легче, маневреннее, комфортнее, посему легко отыгрывала переплату (примерно, в 100 рублей).

Jawa 350/354. С нее началась советская эпопея.
Jawa 350/354. С нее началась советская эпопея.

Да что уж там говорить. Ява была настоящей звездой киноэкранов. "Бриллиантовая рука", "Приключения Электроника". Чехословацкий мотошедевр засветился даже в мультсериале "Ну, погоди!"

Мотоцикл Урри
Мотоцикл Урри
Волк и его Ява 350.
Волк и его Ява 350.

Шкода (чеш. Škoda).

Эмблема.  Кстати, на ней изображена крылатая стрела, пронзающая элемент головного убора коренных американских индейцев.
Эмблема. Кстати, на ней изображена крылатая стрела, пронзающая элемент головного убора коренных американских индейцев.

Крупнейший автомобильный производитель Чехии (город Млада-Болеслав) на сегодняшний день.

Фактически является продолжателем компании Laurin & Klement, зарождённой в 1895 году, и ставшей в 1925-м частью промышленного конгломерата «Akciová společnost, dříve Škodovy závody».

Началом коммерческого успеха Škoda можно считать выпуск моделей Škoda Popular (1934 год) в многочисленных вариациях, а также Škoda Rapid, Škoda Favorit и Škoda Superb.

Škoda Popular
Škoda Popular

После Второй мировой войны производство, несмотря на значительные повреждения заводов, продолжилось, а такие модели, как Tudor, Octavia, Felicia и 1200, оставили значительный след в заводской летописи.

Старая Škoda Octavia, 1959 год.
Старая Škoda Octavia, 1959 год.

В советский период, однако же, поставки Шкоды в нашу страну, по большей части, носили единичный характер, и в свободную продажу они не поступали. Исключение составляли лишь фургоны и санитарные машины.

Škoda-1202. Санитарка из прошлого.
Škoda-1202. Санитарка из прошлого.

Кстати, название моделей у Шкоды (например, Рапид или Октавия) были повторно применены спустя десятилетия к моделям конца XX - начала XXI веков.

Новая Škoda Octavia
Новая Škoda Octavia

А сегодня благодаря инвестициям Volkswagen (Škoda Auto была поглощена этим немецким концерном), агрессивному маркетингу и глобальному спросу - завод из Млады-Болеслава стал одним из ключевых поставщиков "легковушек" в России и Европе (879 200 проданных экземпляров в 2011 году).

Продолжение следует...