Одна из самых ранних каменных построек Самары нынешний адрес имеет по ул. Алексея Толстого, 31. Точная дата постройки до нас не дошла, но известно, что двухэтажный доходный дом с винной лавкой в первом этаже, выстроенный симбирским купцом Иваном Макке, смог пережить памятный опустошительный пожар 5 июня 1848-го года. Здание, правда, от огня пострадало – но большую часть ценного имущества расторопные приказчики спрятали в подвал и заложили кирпичом, так что целым и невредимым остался и товар, и касса – шесть тысяч рублей серебром.
Прибывший в Самару точно в день пожара 18-летний шурин Ивана Макке Егор Аннаев не терял зря времени и уже через месяц заново отстроенный дом стал самым большим и красивым в городе. Именно его выбрали для предстоящего важнейшего мероприятия – и 1 октября 1851-года, после церковного молебна первый самарский губернатор Степан Волховский торжественно зачитал указ императора Николая I об образовании Самарской губернии. После торжеств вновь созданное губернское правление здесь же приступило к работе.
В 1873-м году городская Дума озаботилась тем, что в Самаре отсутствуют учебные заведения, дающие специальное образование для бурно развивающейся торгово-промышленной деятельности. От замыслов до воплощения прошло семь лет – и наконец 7 октября 1880 году открылось Реальное Училище имени Александра I Благословенного —первое заведение в Самаре, дающее среднее образование. Для размещения нового учебного заведения выбрали тот же дом Ивана Макке.
Учебная программа предусматривала ряд смелых новшеств – древние языки не преподавались вообще, а количество часов Закона Божьего сильно сократили. Основной упор делался на технические и естественные науки, необходимые для специалистов стремительно растущих промышленных предприятий, для чего училище оснастили обсерваторией, химической лабораторией, кабинетом естествознания, музыкальным и рисовальным классами, мастерскими и минералогической коллекцией. Курс основного обучения был 6-летним, седьмой год велась дополнительная подготовка в ВУЗы. Принимались мальчики 10-13 лет, всех сословий, умеющие читать, писать и знавшие счет до миллиона. В 1880-м году в училище зачислили 105 человек.
Правда, уже через год было отмечено, что «…здание училища не может отвечать своей цели и должно быть расширено или переменено на другое. Во всяком случае, здание это не может вместить полного состава училища. Кроме того, при здании почти совсем нет двора» . А количество учащихся из года в год продолжало расти – в 1901-м их было уже 350.
Следующий этап жизни Реального училища связан с купеческой фамилией Субботиных. Надо сказать, что в стенах Реального училища получали образование дети многих известных семей – Петр Щербачев, Алексей Толстой, сыновья фон Вакано , тех же Субботиных и многих других. Так вот, 18-го февраля 1908-го года потомственная почетная гражданка Самары Елизавета Ивановна Субботина обратилась к городскому голове с просьбой о разрешении выстроить за свой счет новое здание училища, «чтобы учащиеся и учащие могли пользоваться простором, обилием воздуха и света, в чем они крайне нуждаются».
Что сподвигло купеческую семью на столь щедрый дар городу? Елизавета Ивановна, кстати, урожденная Шихобалова, приходилась племянницей другой известной самарской бизнес-леди – Анастасии Шихобаловой –Неклютиной, хотя была на семь лет ее старше. Впрочем, в многодетных купеческих семьях факт считался вполне заурядным.
Так вот, в просьбе указывалось, что «Самарское реальное училище, дав закончить среднее образование моим сыновьям, получившим право поступления в высшие специальные заведения, сделало меня нравственно обязанной по отношению указанного училища». Можно только добавить, что сыновей, успешно окончивших Реальное училище, у Андрея и Елизаветы Субботиных было ни много ни мало – восемь!
В марте того же 1908 года началась реконструкция по проекту Платона Васильевича Шаманского, автора знаменитого цирка "Олимп". Работы по реконструкции здания завершились уже в сентябре 1909-го, а в декабре газеты объявили о принятии в дар от Субботиных нового здания училища на 600 человек.
К основному зданию были пристроены новый учебный и жилой корпус с квартирами для руководства, преподавателей и священника, фасад прибрел яркие характерные черты стиля «модерн», украсившись барельефами, лепниной, любимыми Шаманским «фирменными» гранеными балконами с ажурными ограждениями геометрического рисунка и куполом с башенкой-бельведером над угловой частью.
Среди городских газет работу Шаманского особо отметили «Самарские епархиальные ведомости» : " Здание реального училища вместе с храмом чудное в архитектурном отношении и замечательное по внутренней отделке - строилось епархиальным архитектором П.В. Шаманским, проявившим здесь всю силу своего художественного таланта... Поражает посетителей и вид училищного храма. Купол завершается стеклянным крестом, внутри которого устроено множество электрических лампочек, которые вечером дают великолепную картину... Иконостас в храме мраморный, а царские двери - бронзовые весьма тонкой изящной работы".
Еще известно, что большинство учащихся являлись выходцами из низших сословий – 74,3% мещан и крестьян и только 3,3% потомственных дворян. . По размерам, оборудованию и постановке учебного дела училище было одним из образцовых.
После революции образцовое училище закрылось. Субботин с детьми Самару, очевидно, покинул – так как на губернском съезде Совета рабочих и солдатских депутатов 17-го января 1918-го Валериан Куйбышев назвал его «скрывшимся от обложения на сумму 5 миллионов рублей». Как быстро все пересчитали!
В здании в разное время размещались школа, детский сад, Суворовское училище, Военно-медицинский факультет медицинского института, Военно-медицинский институт. После его расформирования в 2010-м году уникальный памятник истории и архитектуры оказалось никому не нужен, перестал использоваться и уже второе десятилетие ждет решения дальнейшей участи
В завершение хочется вспомнить одного из известных выпускников, окончившего в 1888-м году Самарское Реальное училище с золотой медалью – Г.М. Кржижановского. Еще в 1910 году он выдвинул проект строительства крупной электростанции в районе Самарской Луки. Узнав о проекте, тогдашний самарский епископ Симеон написал хозяину земель - графу Орлову-Давыдову: «... на Ваших исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступным инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».Так что епископа Симеона можно считать одним из первых экологов страны.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете