Сын псаломщика из Николаева Платон Шаманский, получив образование в Петербургском институте гражданских инженеров и прослужив в железнодорожном ведомстве около 15 лет, в 1903-году был назначен Самарским губернским архитектором, а позже – губернским инженером.
Карьеру его можно считать уникальной, поскольку в продолжение 15 следующих лет службы в Самаре сменилось девять губернаторов, а Шаманский стал единственным несменяемым высокопоставленным чиновником в губернском аппарате. Служебное усердие было отмечено правительственными наградами и высоким чином статского советника.
Невероятная работоспособность позволила помимо административной работы и частных заказов, с 1905- го года занять еще и пост епархиального архитектора. И одной из самых ярких в творчестве Шаманского стала работа по заказу епархии - так называемый Дом епархиального начальства на нынешней Некрасовской, 57.
Появился памятник позднего модерна не на пустом месте. Долгое время усадебным местом на пересечении Соборной (Молодогвардейской) и Предтеченской (Некрасовской) владела купеческая семья Новокрещеновых. Поскольку самая точная информация содержится в реестрах по сбору налога на недвижимость, точно известно, что до 1879-го года на усадьбе имелись деревянный дом и каменные служебные помещения. К 1884-му году суммы налогов возросли, поскольку появился полукаменный кирпично-деревянный дом, первый этаж которого являлся коммерческой недвижимостью – сдавался под лимонадную лавку и часовую мастерскую.
В 1905-м году усадьбу купил провизор Степан Иванович Карцев, по данным адрес-календаря за 1900-ый год владевший, помимо аптекарского магазина, еще и справочной конторой. На момент покупки вся недвижимость была оценена в 1436 рублей, а уже через год те же учетные ведомости указали «налоговую базу» в 7634 рубля, из чего следует вывод о постройке на усадьбе довольно большого доходного дома.
Так же точно известно, что Самарское Епархиальное управление купило дом Карцева в 1911-м году за 7300 рублей, через год епархиальный архитектор Шаманский представил заказанный проект реконструкции, в 1913-м приступили к строительным работам, и к 1914-му Дом епархиального начальства приобрел свой нынешний облик.
Хотя надо сказать, что название как-то противоречило «светскому» внешнему виду и использованию. Высокий первый этаж с огромными окнами-витринами и парадными входами явно предназначался для дорогих магазинов, в жилых помещениях верхних этажей священники не проживали, а сдавали их мирянам – арендаторам.
Чем такое противоречие можно объяснить? А тем, что в годы службы Шаманского митрополиты в Самарской епархии менялись еще чаще, чем губернаторы. Видимо, такова была высшая церковная политика – на одном месте долго не засиживаться! Так что замысел строительства «начальственного дома» возник еще у епископа Константина в 1907-м году, покупка участка произошла в 1911-м при епископе Симеоне, а завершилось строительство уже при архиепископе Питириме.
Да, приближенный к царской семье и имеющий большой политический вес ставленник Григория Распутина Питирим (Окнов), последний епархиальный архиерей Петрограда царской эпохи в это время занимал Самарскую епископскую кафедру. Что же касается самарского Дома епархиального начальства – у каждого нового «начальника» было свое видение, отличное от предыдущего, так что в итоге получилось совсем не то, что первоначально замышлялось.
А получилось, благодаря таланту Платона Шаманского, здание безупречных пропорций и четкой геометрии в стилистике позднего модерна с характерной асимметричной композицией и задающими вертикальный ритм узкими оконными проемами.
В уровне второго и третьего этажей на обоих фасадах вывешены прямоугольные эркеры с узкими окнами, увенчивает здание массивный гладкий карниз с редко расположенными спаренными зубцами
Уникальность архитектурному облику придает акцентированная угловая часть, поднимающаяся восьмигранной башенкой над основным объемом. Шатер, перекрывающий башню, увенчан крупным шаром-глобусом.
В «срезанной» угловой части раскрыт дверной проем входа в бывшие торговые залы, огромные окна-витрины визуально связывают внутреннее пространство с улицей.
Что касается нынешнего использования здания – сейчас практически все так же, как и было изначально: на первом этаже – торгуют, на верхних – живут. Состояние более чем столетнего памятника после недавнего ремонта можно считать хорошим. Только свежий мурал с изображением пожара на торцовой стене не совсем понятен.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете