Первую самарскую автоледи звали Анастасия Шихобалова. Происходила девушка из богатейшего самарского купеческого клана и сполна унаследовала семейную деловую смекалку.
Первую сделку Настя заключила в 16 лет, причем с собственным отцом – миллионером Матвеем Шихобаловым. Дело было так. В доме Шихобаловых часто бывал начинающий предприниматель – сын крестьянина Николай Неклюдов, и Анастасия среди множества потенциальных женихов выбрала его. Любовь была взаимной, но богатейшая в Самаре семья Шихобаловых не соглашалась на брак дочери с человеком безвестным и на тот момент неимущим. В результате непростых переговоров Анастасия добилась родительского благословения – но без выплаты полагающегося ей приданого. Жених тоже был согласен!
Поначалу дела у Неклютиных шли не блестяще , и семье пришлось пережить трудные времена. Николай принял запутанные дела своего отца вместе с долговыми обязательствами семьи, считая это вопросом чести. Чтобы добыть средства к существованию семьи, устроился еще и на службу в городскую администрацию. А его жена – дочь миллионера – самостоятельно готовила, стирала и убирала дом. Прислуга была не по средствам. За помощью к отцу Анастасия не обращалась даже в мыслях.
При этом она знала, за кого вышла замуж! Через некоторое время дела семьи Неклютиных были восстановлены, долги выплачены, а репутация Николая Гавриловича очень даже упрочилась. Неклютин начал расширять свое дело - приобретать земли и доли в мукомольном бизнесе, став в итоге одним из самых богатых и уважаемых купцов в Самаре. Многократно избирался гласным самарской думы, членом городской управы, а в 1891-м году стал городским головой Самары
Матвей Шихобалов к этому моменту выбор дочери оценил, нанес семье визит, забрал внука гостить в свое поместье и переписал завещание – после его смерти Анастасия унаследовала несколько имений и огромный дом на улице Венцека (тогда Заводской), в котором и поселилась вся большая семья.
Что касается Анастасии, быть просто женой градоначальника и матерью семерых детей ей было недостаточно.
Надо сказать, все начинания Анастасии Матвеевны удавались. Глядя на ее деятельность, понимаешь, что Шихобаловы, пришедшие из-под Симбирска в Самару на заработки, стали миллионерами не случайно. Управляла наследственными имениями очень расчетливо, извлекая максимум прибылей. Отчетность и бухгалтерский документооборот в имениях Неклютиной были безупречны и считались эталоном.
А еще у Анастасии было три страстных увлечения. Первое - лошади. В одном из имений она разводила рысистые породы и редких в России арабских скакунов. По воскресеньям была завсегдатаем на ипподроме, где ее лошади участвовали в скачках. Когда побеждали - очень радовалась.
Еще одна страсть – хлебозавод. Располагался во дворе собственного дома и был не простым, а механизированным. В России в то время таких заводов было только два. Работали 140 человек, доход составлял 400 тысяч рублей в год. Вся продукция хлебозавода горожанами была любима, а фирменные булочки назывались «неклютинки».
Третьим увлечением стали автомобили. Неклютина открыла в Самаре первый салон по продаже машин марки «ФОРД». Сама тоже разъезжала по самарским улицам приводя в шок гуляющую публику. Водила, надо думать, аккуратно! Первые самарские автовладельцы – например, Константин Головкин – регулярно платили штрафы: за задавленную мускусную утку, за напуганную лошадь, за забрызганный мундир городового... О Неклютиной таких сведений не осталось.
После смерти мужа Анастасия Матвеевна продолжала вести дела своей семьи, управлять бизнесом и заставлять самарских обывателей говорить о себе. Осталась в памяти потомков «Шикарной женщиной с шикарными увлечениями»
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете