Чтобы познакомиться с творчеством архитектора Петра Щербачева, достаточно приехать в Самару поездом. При выходе на привокзальную Комсомольскую площадь взгляду откроется великолепное здание с круглыми куполами, огораживающее площадь и занимающее целый квартал. Создатель его – Петр Александрович Щербачев.
Совершенно не однофамилец, а сын того самого Александра Щербачева, который в свое время «построил половину Самары» и в общем-то, сформировал ее дореволюционный облик. А еще Петр – внук самого знаменитого самарского градоначальника Петра Алабина. Как раз тот случай, когда история семьи тесно переплетена с историей города.
Родился Петр Щербачев в1890-м году в Самаре, после окончания в 1906-м году Самарского Реального Училища получил архитектурное образование, как и его отец, в Московском Высшем художественном училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы много ездил по Европе. Изучал архитектурное наследие Греции, Италии, Австрии, Франции.
В 1915 году получил диплом архитектора с правом на самостоятельное руководство строительными работами и приехал обратно в Самару. А поскольку годы были военные, был призван на службу в Минск в гидротехническое управление. Окончив службу, в 1918-м году вернулся домой, а Самарой в это время правил КОМУЧ! Снова был призван на службу – в военно-квартирный отдел, а позже, по мере отступления КОМУЧа, эвакуирован в Омск, затем в Новосибирск. Позже Красная Армия КОМУЧ разгромила, а нужных специалистов забрала себе.
Так Петр Щербачев оказался в инженерной части теперь уже Красной Армии, занимался восстановлением Новосибирского моста, а в 1920-м году смог получить перевод в Самару. Что стоит за этими фактами? Что заставило уже повидавшего мир дворянина, внука градоначальника развернуться с полпути в эмиграцию и вернуться в послереволюционную голодную Самару? Предполагаю, он чувствовал, что возможности сделать блестящую профессиональную карьеру в другом месте у него не будет. Еще понимал, что имя его деда Петра Алабина в Самаре – вне времени и политического строя. И все расчеты оказались верны. Молодая советская республика остро нуждалась в специалистах - Петр Щербачев в то время был единственным дипломированным архитектором в городе. С 1921-го года работал главным архитектором Самаро-Златоустовской железной дороги, а в 1923-м году пришел его звездный час.
Тут опять же хочется сказать, как важно каждому заниматься своим делом. Речь о российских железных дорогах. В годы мировой войны, революции и гражданской войны «железка» продолжала делать свое дело – перевозила грузы и пассажиров, дворян и крестьян, «красных» и «белых». И во времена всеобщей разрухи голода сохраняла стабильное финансовое положение.
Так вот, железнодорожное Управление, до того размещавшееся в арендованной части «челышевского дома» на улице Красноармейской, в это непростое время захотело выстроить для себя на привокзальной площади новое здание. Это была первая послереволюционная стройка в Самаре. Здание имело объем 75000 кубических метров, вмещало 150 служебных кабинетов, актовый зал и столовую и занимало целый квартал перед железнодорожным вокзалом. О подходе Петра Щербачева к работе говорит тот факт, что он разработал не один, а три варианта фасадов – в стиле русского классицизма, в стиле неоренессанса (в стилистике, созвучной зданию вокзала) и – в стиле, названном автором «модернизированной классикой». Москва в итоге утвердила третий вариант.
В 1923 году огромное, шикарное и величественное здание Управления железной дороги на Комсомольской площади было сдано в эксплуатацию.
В «модернизированной классике» гармонично ужились черты неоклассицизма и рационального модерна в сочетании с османско-византийскими мотивами. Сферические купола придавали восточный облик, напоминая, что Самара - город древний и лежит на пути из Европы в Азию. На центральном фасаде разместились барельефы с железнодорожной и индустриальной тематикой, а к традиционным скульптурным вазонам и гирляндам добавилась советская геральдическая символика.
Надо сказать, если бы Петр Александрович спроектировал одно только это здание – он уже достоин был бы войти в историю Самары. А он за время своей творческой карьеры превзошел даже отца – если Александр Щербачев спроектировал около 100 самарских здания, то наследие Петра Щербачева, по последним подсчетам, составляет 167 объектов! Александр Щербачев сформировал облик дореволюционной Самары, Петра Александровича справедлив будет назвать создателем облика Самары новой. Но о других произведениях – в другой раз!
А вчера, 17-го июля, у Петра Щербачева был День Рождения.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете