Найти тему

Как составить резюме грамотно. Типовые ошибки и их коррекция

Оглавление

Попросили меня тут написать про резюме соискателя на должность. Не скажу, что это мой ключевой профиль (хотя конечно в кадровом агентстве мы с коллегами резюме составляли и корректировали, приводя в приличный вид))), но в силу большого опыта общения с работодателями я знаю о типовых ошибках в этом документе, которые в лучшем случае вызывают гомерический хохот эйчаров, в худшем - сразу отправляют резюме в урну.

По ним и пройдусь (если вы заполняете резюме в каком-то сервисе, он сам укажет вам на часть перечисленных моментов, я ориентируюсь больше на составленный самостоятельно вариант).

Отсутствие структуры и неподходящий объём

Головная боль многих специалистов по подбору - страницы, заполненные сплошным текстом, без разбиения не то что на смысловые блоки, а даже и абзацы (сама много раз видела). Такие резюме читать невозможно, поэтому до них доходят руки в самом крайнем случае.

Если это помножить на 6-7-8-страничные "простыни" или, напротив, на треть странички текста, - шансы достучаться до работодателя стремятся к нулю.

Поэтому:

  • Обязательно разбивайте резюме на смысловые блоки. Котлеты образование отдельно, мухи опыт работы - отдельно.
  • Каждый блок выделяйте подзаголовком.
  • Ориентируйтесь на объём в 2 страницы (да, две можно). Если уложитесь без потери основных смыслов в одну - тоже хорошо.
  • Приоритизируйте блоки по тому, насколько важно именно это донести до работодателя. Пусть опыт и контакты остаются на первой странице, а хобби и личные качества - на второй. Не дойдёт туда - и не страшно.

Стаж, а не опыт

Да, показать свои 40 лет в продажах/на производстве/в бухгалтерии конечно хочется. Но если основу резюме составляет просто перечисление ваших должностей и мест работы с подробным наименованием всех юридических лиц, адресами их местонахождения и ФИО топ-менеджмента, - это никому не интересно.

А ещё не интересен копипаст бюрократического языка из интернетовских должностных инструкций.

Поэтому:

  • Описывайте максимум последние 10 лет работы (предыдущий опыт можно упомянуть буквально в паре строк). А особенно подробно последние 3-5 лет.
  • Не стремитесь вывалить на будущего работодателя все детали ваших прошлых работ, выбирайте 4-5 ключевых пунктов в ваших обязанностях.
  • Делайте акцент на конкретных действиях, которые вы выполняли, причём описанных человеческим языком.
  • Пишите не про процесс ("организовывал..."), а про результат ("создал с нуля").
  • Бонусом можете добавить ваши достижения ("за полгода вышел на 1 место в рейтинге ИТР по всем филиалам").

Отсутствие ключевых навыков

Обязанности-обязанностями, но основной вопрос, который встаёт у работодателя - а что именно вы делаете хорошо, и на чём специализируетесь. Особенно актуально это становится, когда опыт работы весьма широкий и разрозненный.

Поэтому:

  • Выделите в резюме отдельный блок под ключевые навыки. Он не должен быть длинным, сформулируйте 3-5 пунктов.
  • Либо - если у вас пока крайне мало опыта, - расшифровывайте именно этот блок (тогда логика такова: да, вы поработали пока мало, но научились уже много чему).
  • В любом случае в этом блоке формулируйте именно приоритетные для себя умения: не просто "продажи", а "продажи b2b", не просто "сварка", а работа на каких аппаратах и т.п.
  • А ещё сюда (либо иногда в следующий пункт) стоит добавить разного рода допуски, категории прав и прочие моменты, позволяющие выполнять специфические функции.

Отсутствие повышения квалификации

Про базовое образование помнят все. Но часто им всё и заканчивается. Но, понимаете в чём дело... - работодателю часто неважно, что именно вы закончили 30 лет назад и как назывался тогда ваш диплом. Ему важно понимать, готовы ли вы развиваться сейчас, и в какую сторону движетесь.

Поэтому:

  • Указывайте, где и чему вы учились в последние годы (в том числе и в корпоративном формате - когда организатором выступал ваш прошлый работодатель).
  • Даже если у вас нет подтверждённых "корочек", - подойдут интернет-курсы и школы, профильные конференции и вебинары.

Шаблон личных качеств

В этом блоке до девяносто процентов резюме просто клоны)) Все ответственные, стрессоустойчивые, трудолюбивые и вот это вот всё.

Толку никакого, информации ноль, а место в документе и время рекрутера занимает. Что раздражает очень сильно (иногда конечно просто смешит, но очки минусует точно).

Поэтому:

  • Если вы ничего не хотите говорить о себе как человеке, уберите этот блок вообще. Он необязательный.
  • Если оставляете этот блок, не берите шаблон, напишите от себя.
  • Лучше формулируйте не размытые общепринятые слова, а скорее действия: вместо "целеустремлённый" - "довожу задачи до конца", вместо "коммуникабельный" - "легко знакомлюсь с новыми людьми".
  • Сюда же можете добавить пару фраз (но не увлекайтесь!) о своих увлечениях и хобби, особенно если они как-то коррелируют с вашими ключевыми навыками.

Неподходящее фото

Здесь гомерический хохот обычно достигает своего апогея. Лично я помню: фото с голым торсом (ракурс - по пояс); фото за столом, заставленным алкоголем; фото в зеркало шкафа на фоне разобранной кровати; полуразмытое фото краснощёкого и явно нетрезвого человека на какой-то вечеринке; лицо, на большую часть закрытое разметавшимися волосами... Перечислять, ахать и делать "рукалицо" можно бесконечно.

Поэтому:

  • Добавьте фото в резюме. Оно нужно для очеловечивания вас как кандидата.
  • Приложите если уж не портрет, то фото максимум до середины груди (нет, в полный рост вас разглядывать никто не будет).
  • Выбирайте фото хорошего качества.
  • Проверьте, что фото отвечает деловому стилю. Даже если оно не сделано на специальной деловой фотосессии, должно быть похоже, что вы в официальной обстановке (хорошее освещение, аккуратная причёска, повседневный макияж для женщин, деловая одежда, ровный фон).
  • И да, необязательно брать прямо-таки свежее (вчерашнее) фото, но и фото 20-летней давности тоже не берите. Вы должны быть узнаваемы))

Малозаметные и/или неделовые контакты

Типовая история многих резюме - когда работодатель хочет связаться с кандидатом, но... не может найти его контакты. Потому что они где-то в дальнем углу очень мелким шрифтом. Или потому что указан только один канал (например почта), по которому кандидат не отвечает или который неудобен работодателю.

Впрочем, там, где контакты указаны, коллекция шедевров в тех же наименованиях почты не менее разнообразна, чем в фото. Кого мы только не повидали: и "стервочек", и "кисуль", и "мачо", и адресов, обозначенных матерными словами. А мало того, что на такие адреса у рекрутеров рука не поднимается писать, - наличие такого адреса вызывает сомнения в целом в адекватности соискателя.

Поэтому:

  • Делайте контакты заметными. Размещайте их на первой странице резюме.
  • Указывайте несколько каналов связи: телефон (или два, если один рискует быть выключен), отсылка к мессенджерам, электронную почту.
  • Если адреса вашей электронной почты каждый раз заставляют рыдать даже вас самого, - заведите новую почту. Лучше всего назвать её именем и фамилией.
  • Очень аккуратно относитесь к указанию ссылок на соцсети: если они у вас ну совсем не деловые, не ведите на них.

Чрезмерный разброс должностей

Да, понятно, что в поисках работы часто люди готовы рассматривать разные варианты. Но когда в резюме в желаемой должности встречается что-то вроде "Готов рассматривать должности продавца, руководителя отдела продаж, директора филиала, грузчика, курьера, официанта, плотника", - скорее всего, с соискателем не будут связываться в принципе.

Поэтому:

  • Обозначайте одну должность или, при необходимости указать несколько, - указывайте смежные должности близкого уровня.
  • При указании разноуровневых должностей указывайте логику вашего выбора, например: "Рассматриваю должность руководителя отдела продаж (на начальном этапе готов начать с менеджера по продажам)".
  • Для совсем разных должностей составляйте разные резюме (как раз это считается совершенно нормальным), акцентируя внимание именно на профильном опыте.

Нереалистичные зарплатные ожидания

Почти везде можно встретить рекомендации о том, что желаемую зарплату в резюме лучше завысить. И это логично - по принципу "проси больше, дадут меньше" в случае торга с работодателем есть шанс остановиться как раз на нужной сумме.

Но если в резюме указана зарплата, превышающая рыночные условия в искомом регионе в 2,5-3 раза, или же если при хорошем (неплохом) опыте указана слишком заниженная ожидаемая зарплата, - скорее всего такое резюме не будет рассматриваться в принципе.

Поэтому:

  • Если совсем не представляете, какую сумму ставить, - уберите этот пункт. Так рисков меньше.
  • Если планируете ставить сумму - проверьте по рынку (помониторьте вакансии и другие резюме на эту же должность, пообщайтесь со знакомыми из смежных сфер), не слишком ли она выходит за средние показатели. 15-30% разницы совершенно нормальны.
  • Дополнительно можете указать какие-то предпочтительные/обязательные для вас элементы системы материальной мотивации (например, "Обязательна компенсация амортизации автомобиля", или "Ожидаемая зарплата 100 миллионов тугриков, оклад + бонусы", или "Обязательна окладная часть не менее...", или "Готов на сдельную оплату"). Это необязательно, но работодателю так будет проще состыковать ваши запросы со своими возможностями.

Неуместный юмор

Часто встречаю комментарии, что юмор в резюме неуместен в принципе. Потому что это официальный, серьёзный, рабочий документ. Это не совсем так. Если чувство юмора - одна из ваших сильных сторон и/или если юмор присутствует на стороне работодателя, то вы вполне можете внести его (юмора) элементы в своё резюме.

Но если внезапно в разделе "О себе" появляется любимый анекдот (да ещё и неприличный))) или полностью серьёзный документ сопровождает смешная фотография, - это работает плохо.

Поэтому:

  • В идеале проанализируйте вакансии той сферы, которая вам интересна, на предмет наличия юмора в них. И уже после этого делайте вывод - какой степени серьёзности резюме вы будете составлять.
  • Если информации мало и вы не знаете, уместен ли юмор, лучше сделайте резюме серьёзным (как говорится, не уверен - не рискуй). Элементы юмора вы при этом можете внести, например, в сопроводительное письмо или личную беседу.
  • Если вы вносите юмор в резюме, распределяйте его равномерно по всему документу, чтобы единичные элементы не вызывали диссонанса.
  • Перед отправкой резюме дайте его прочитать как минимум паре знакомых (лучше всего будет, если эти люди как-то связаны с той сферой, в которую вы устраиваетесь) на предмет уместности шуток.

Ну и ещё несколько общих рекомендаций по составлению резюме:

  • Пишите короткими предложениями. Они легче воспринимаются.
  • Используйте больше глаголов (открыл, выполнил, контролировал и т.п.), а не существительных.
  • Убирайте всё лишнее: вводные слова, причастные обороты, длинные наименования, дублирующие пункты и т.п.
  • Проверяйте текст на наличие ошибок.
  • Называйте документ своими именем и фамилией. Иначе вас будет сложно найти в массе "Резюме", "Документ 1" и "Page18396tt".

Как всегда, рада вашим вопросам и комментариям.

Давно составляли резюме? Прослезились на тему того, как вы прекрасны?)))) Если вы работодатель - на что сами смотрите в резюме в первую очередь?

_____________________________

Несколько интересных статей про подбор, отбор и новую работу:

Пусть будет типа собеседование провожу (нет конечно)))
Пусть будет типа собеседование провожу (нет конечно)))