Чем принципиально официальный брак отличается от не официального, Влад так и не смог понять. "Синяком" в паспорте? Ну а чем еще-то? Что в нем такого привлекательного?
Ответственность какая-то мифическая? Ой, да ладно! Был-был безответственным, а потом - хоба! - тетя в загсе печать поставила и сразу ответственным стал. Конечно. Или вот еще - надежность. Вы о чем вообще? Человек или надежный, или нет. Сам по себе, вне зависимости от каких-то штампов. А, "статус" еще. Этого Влад вообще понять не мог. Что за статус такой почетный "жена"? Это еще сто лет назад один сатирик говорил, мол, "любовница от слова "любовь", а жена - вообще непонятно, от какого слова".
Еще один аргумент Влад слышал в пользу брака - если есть штамп, муж десять раз подумает, прежде, чем бросить женщину. Вот это уже совсем смешно было. В автосервисе, где он трудился, был механик, который уже больше двадцати лет жил с женщиной, при этом не разводясь с официальной женой. А если решил развестись, так это сейчас гораздо проще сделать, чем, например, кредит получить, особенно, если детей нет.
Все это Влад любил рассказывать Любе, завершая разговоры одинаково: "Какое счастье, Любинька, что ты у меня разумная женщина. Не устраиваешь мне скандалов, не ставишь ультиматумов. Как мне с тобой повезло! Да и потом - приятно знать, что рядом с человеком тебя держат чувства, а не эта канцелярщина в паспорте..."
Люба кивала и отводила глаза. Она не умела так красиво, как Влад, обосновать свою позицию, не умела разложить все по полочкам. Она любила Влада и хотела, чтобы они были вместе. Если ему уж так не хочется регистрироваться, что же... Многие сейчас так живут, и ничего. В глубине души, конечно, Люба чувствовала что-то такое... Царапающее, доставляющее неудобство - как камешек в ботинке. Но четко сформулировать причину не могла, тем более, после красивых, гладких слов Влада. Они вместе - это главное. Сейчас не времена Советского Союза, когда за сожительство без брака клеймили позором и не заселяли в один номер в гостинице.
Единственное, что немного напрягало и Влада, и Любу - это отношение его родителей. Они никогда не приходили в гости к молодым, да и к себе звали нечасто. Если случался большой семейный праздник, юбилей или годовщина свадьбы, то приглашали одного Влада, без Любы. Он пытался возмущаться, что-то доказать, но бесполезно - на семейный праздник приходят с женами, а не с подругами. Конечно, можно было пойти на принцип и вообще не ходить на эти мероприятия, но Влад родителей любил и ссориться с ними не хотел. И Люба оставалась дома одна.
Так прошло два года, а потом вдруг, неожиданно для всех, женился младший брат Влада - Олег. Влад, конечно, сначала посмеивался над ним - вот ду_рак, по своей воле ярмо на шею нацепил! И, главное, зачем? Что это изменило? А потом начал присматриваться и глубоко задумался.
Работали братья вместе, в автосервисе отца. Работниками были примерно равноценными - и по опыту, и по навыкам. Но после свадьбы Олегу почему-то подняли зарплату. Не слишком существенно, но ощутимо. "Да ничего я не выпрашивал! Папа сказал, что мне теперь семью кормить надо," - пожал плечами Олег. Влад брату ничего не сказал, сразу пошел к отцу.
"Пап, это как понимать? У Олега, значит, семья, а у меня - нет? Я, вообще-то с Любой два года живу!" - "Ты живешь, а у Олега семья, - ответил отец, не отрываясь от бумаг, - прости, я занят."
На Восьмое марта в гости были приглашены обе пары - Влад с Любой и Олег с Наташей. Несмотря на то, что Люба помогала свекрови на кухне, потом приносила-относила готовые блюда и посуду, мама ей лишь сухо улыбнулась и скупо поблагодарила. Зато с Наташей щебетала весь вечер.
"Мамуль, почему ты так относишься к моей Любе?" - спросил Влад, не скрывая обиды. - "Как? - удивилась мама. - Нормально отношусь. Ну подружка твоя - и что? Сегодня одна, завтра другая. Мне что, теперь перед каждой на задних лапках скакать?"
Когда же гости собирались уходить, мама, ласково улыбаясь, напомнила, что скоро начнется дачный сезон, и она очень ждет Олега и Наташеньку в гости. "А я?" - с вызовом спросил Влад. - "Ну и ты приезжай, конечно, - засмеялась мама, - ты же наш сын, тебе (она выделила слово "тебе") мы с папой всегда рады." После этого Люба ревела весь день - так обидно ей было.
Прошло четыре месяца и с разницей в неделю выяснилось, что и Люба, и Наташа ждут ребенка. "Мы тут подкопили денег, - сказал папа, - давай-ка ты, Олежа, машину поновее покупай. Нечего мать нашего внука на этой развалюхе возить!"
"А ничего, что мой ребенок - это тоже ваш внук? - возмутился Влад, когда узнал об этом. - Почему ему машину, а мне - фиг с маслом?" - "Потому что наш внук будет рожден в законном браке, - отрезал отец, - от законной жены, а не от какой-то там подруги или сожительницы." - "Но ведь я признаю ребенка!"
"Это твое право и твой выбор. Только мы-то тут причем? Твоя Люба к нашей семье никакого отношения не имеет и никогда иметь не будет. Как и ее ребенок. Тебе не нравятся наши принципы? Пожалуйста. Ты взрослый человек. Но тогда уже и живи своей жизнью. На нашу помощь не рассчитывай."
Влад мучился и терзался несколько дней, а потом решил поговорить с Любинькой, разъяснить ей ситуацию. Как всегда умно и красиво он объяснил, что в его взглядах ничего не изменилось, но он понимает, что в данной ситуации официальный брак будет выгоднее гражданского. Родителей он любит и уважает и вынужден прислушаться к их мнению. "В общем, нам надо расписаться, " - резюмировал он.
Влад ожидал, что Люба подскочит до потолка от радости и кинется к нему на шею, но ошибся. Его подруга холодно посмотрела на него и сказала: "Я правильно понимаю, что предложение ты мне делаешь не потому что любишь меня и хочешь назвать своей женой, не потому что хочешь, чтобы наш ребенок родился в браке, а потому что тебе на данный момент так выгоднее?.."
Влад промолчал, потому что Любинька сформулировала очень точно, добавить было нечего, да и возразить - тоже. "Отлично, - она кивнула, - тогда мне нужно время. Я должна подумать, выгодно ли это будет МНЕ."