Найти тему
Михаил Пелехатый

Как научиться достигать цели более эффективно с помощью нейробиологии?

Оглавление
Мы пытаемся найти какой-то метод, с помощью которого эффективно ставить и достигать цели. Но давайте начнем с другого: произведем настройку того инструмента, который отвечает за все происходящие в нашем теле процессе...
Мы пытаемся найти какой-то метод, с помощью которого эффективно ставить и достигать цели. Но давайте начнем с другого: произведем настройку того инструмента, который отвечает за все происходящие в нашем теле процессе...

Знаете, что человеческий мозг за миллионы лет эволюции выработал такие отделы, которые отвечают за разные функции? Наверняка, знаете! А задумывались о том, какие области мозга отвечают за постановку и достижение целей, то есть за успех? Ведь если такие области есть, это значит, что их можно развивать: совершать действия, с помощью которых вы научитесь достигать целей быстрее, проще и эффективней. Разберемся с тем, как это делать?

Что происходит в мозге при постановке цели?

Главная часть мозга, которая отвечает за управление и контроль — префронтальная кора. Она также осуществляет когнитивный контроль, планирование, постановку целей и исполнение решений.

В префронтальной коре есть две части, которые выполняют важную роль в процессе целеполагания:

  • Дорсальная часть.
  • Орбитофронтальная кора.
Нам дали самый сильный вычислительный прибор во Вселенной. Кажется с неограниченными возможностями. Забыли дать только инструкцию по его активации. Но мы научились взламывать некоторые отдельные его части и функции. Попробуйте и проверьте, насколько сильно ваша жизнь может измениться.
Нам дали самый сильный вычислительный прибор во Вселенной. Кажется с неограниченными возможностями. Забыли дать только инструкцию по его активации. Но мы научились взламывать некоторые отдельные его части и функции. Попробуйте и проверьте, насколько сильно ваша жизнь может измениться.

Дорсальная часть

Эту часть прифронтальной коры наш мозг использует для планирования и управление действиями без эмоций. "Холодный расчет" — это как раз дорсальная часть. Ей соответствуют такие характеристики, как рациональность и последовательность действий на пути к цели.

Представьте, что вы читаете важный документ и тут вдруг с улицы доносится очень въедливая мелодия, которую хочется напевать. Благодаря дорсальной части вы не начнете напевать эту мелодию, понимая, что ваша цель прямо сейчас — это внимательное изучение документа.

Орбитофронтальная кора

Эта часть отвечает за эмоциональную память и социально-правильное поведение. Именно здесь происходит важный выбор: совершать привычные действия или выбрать нестандартный путь на основе креативности и творчества.

Здесь пример такой. У человека возникает серьезная цель приобрести квартиру. Эту цель можно достичь двумя основными способами: привычными действиями, просто работая больше, либо совершить нечто непривычное, что принесет более высокие финансовые результаты за короткий промежуток времени.

Генерация нестандартных идей — результат работы орбитофронтальной коры.

Мозг обладает уникальным свойством нейропластичности. Он способен изменяться и достраивать отдельные утраченные области. Если заниматься его развитием, то можно достичь поразительных результатов.
Мозг обладает уникальным свойством нейропластичности. Он способен изменяться и достраивать отдельные утраченные области. Если заниматься его развитием, то можно достичь поразительных результатов.

Развитие префронтальной коры

Главный вопрос: как развивать эти части, чтобы активировать их в нужный момент? Это происходит с помощью правильных вопросов на стадии постановки цели:

  • Что вы хотите создать?
  • Что хотите поменять?
  • Как преобразится ваша жизнь, когда вы достигнете вашу цель?
  • Расскажите о своей новой жизни, в которой вы реализовали свою цель.
  • Когда вы достигнете свою цель, что для вас станет важным?
  • Когда вы реализуете свою цель, на какие еще вопросы она поможет вам найти ответы?

Как разгрузить префронтальную кору и активировать творческий ум?

Из чего вообще состоит Путь достижения цели? 3 важных элемента:

  1. Творческий процесс.
  2. Планирование.
  3. Действия.

Первый шаг — активация креативности и запуск творческого процесса. Это помогает начать мыслить вне шаблонов, формировать собственные креативные идеи и переводить их в действия.

Чтобы запустить творческие процессы, необходимо остановить привычные паттерны, стандартный поток мыслей. Это освободит пространство для появления новых мыслей и идей.

Остановить привычные процессы, освободить префронтальную кору также помогут вопросы:

  • Что я уже знаю о цели?
  • Какая часть моих знаний об этой цели пригодится мне сейчас?
  • Насколько ситуация в моменте "сейчас" отличается от того, какой она была в начале?
  • Мне кто-то или что-то может помочь?
  • Как найти того или то, что может мне помочь?
Поощрение — важный инструмент. Главное использовать его правильно и своевременно. При достижении цели? Или в процессе?
Поощрение — важный инструмент. Главное использовать его правильно и своевременно. При достижении цели? Или в процессе?

Важно поощрять себя за достижение цели. Как это делать при долгосрочных целях?

Важный элемент при работе с целью — поощрение. Вот только мы привыкли, что наградой является само достижение цели и мы упорно к этому идем, порой прошибая преграды, преодолевая себя и обстоятельства.

Однако, с точки зрения мотивации и эффективности движения к цели, в таком подходе кроется ошибка. Награда не должна быть в конце пути. Сам путь должен быть радостным и приятным, иначе высок риск, что при достижении цели наступит разочарование и опустошение.

Особенно это актуально при долгосрочных целях. Процесс движения из ожидания поощрения, результата в конце сильно выматывает. Человек все делает из чувства долга, "надо", через преодоления и страдания. Редкий человек пробьется через подобный негатив и все-таки придет к своей цели, однако, скорее всего под конец он будет настолько уставшим, что никакой результат, даже самый хороший, не принесет ему радость и наслаждение.

При долгосрочных целях активируется передняя поясная кора головного мозга. Когда человек теряет мотивацию и действует уже на автомате, передняя поясная кора мозга не включается в нужный момент. Это существенно затягивает цели.

Что делать? Цель должна быть связана с ценностями человека. Это сохранит мотивацию на более длительное время и сделает путь к конечному результату приятным.

Такой подход называется "ценность пути движения к цели". То есть сам путь должен приносить ничуть не меньше, а даже больше позитивных эмоций, чем финальный момент, когда вы понимаете, что достигли поставленную цель.

Это движение к цели из счастья, либо из страдания и напряжения. В первом случае вырабатывается дофамин — гормон радости и удовольствия. Но если сам путь никак не будет связан с вашими ценностями, то и дофамина не будет. Это ведет к отсутствию мотивации и, соответственно, действий.

Нередко бывают такие моменты, в которых вы чувствуете, что вы начинаете терять мотивацию, и цель вдруг начинает казаться какой-то глупой, ненужно, неважно и попросту вас больше не влечет.

Какова задача? Повысить уровень дофамина на фоне движения к цели. как это сделать? Верьте или нет, но сделать это можно также через вопросы:

  • Что важнее всего в цели?
  • Что я чувствую, думая о цели?
  • Совпадает ли моя цель с приоритетами и ценностями?
  • А хочу ли я достигать эту цель?
  • Какое вознаграждение я хочу, если справлюсь с ближайшим этапом на пути к цели?
  • Какие есть риски на моем пути?
  • Какие трудности могут возникнуть на моем пути?
  • Как я могу свести к минимуму риски и трудности?
  • Насколько я влияю на ситуацию?
  • Какие действия я продолжу совершать на пути к цели?
  • От каких действий я откажусь?
В каждом из нас живет потенциал создателя. Вопрос лишь в том, смогли ли мы его проявить. Как у вас с этим?
В каждом из нас живет потенциал создателя. Вопрос лишь в том, смогли ли мы его проявить. Как у вас с этим?

Вы — создатель!

Созидательная энергия и процессы — это всегда результат состояния вашего мозга и отношения к миру и они могут быть всего двух видов:

Состояние жертвы: человек реагирует на события, чувствует собственную беспомощность, события с ним случаются и он вынужден следовать тем обстоятельствам, которые приходят в жизнь. Для жертвы виноваты все вокруг.

Состояние Творца: он создает возможности, привлекает их в свою жизнь своей проявленностью, чувствует собственную силу, развивает ее и свой потенциал. Творец знает, что он способен меняться сам и менять окружающую реальность. Одна из главных установок: "Я ответственен за все, что происходит в моей жизни".

Благодаря вопросам при постановке целей, а также осознанному выбору может сделать вас Творцом. Отсутствие такого выбора, автоматически ввергает вас в состояние жертвы.

А какой выбор сделали вы?