Найти в Дзене

Выученная беспомощность, или Как превратить сотрудника в тряпку

Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда люди, которые раньше были вполне нормальными и обычными, в какой-то момент начинают проявлять полную безынициативность, складывают лапки и просто ничего не делают?

Думаю, да.

Повторюсь, речь идет именно о тех, кто в целом по своей природе не лентяй, который хочет только смотреть мемасики целыми днями, а в нормальных таких обычных людей, которые в какой-то момент просто отказываются принимать решения, брать ответственность или искать варианты, как решить ситуацию. Это состояние выученной беспомощности.

Я сама попадала в ситуацию, когда была на близка к тому, чтобы начать на все отвечать «у меня лапки» — когда-то у меня был другой вариант руководителя, который не помогал, а наоборот просто все критиковал без объяснений. Знаете таких, которые только и говорят «все фигня переделывай?» Вот такой, да.

Этот руководитель почти каждую задачу отправлял на доработку со словами «переделать. Что именно — догадайся сама». И если несколько первых таких возвращений я честно искала причины в регламентах, себе и ретроградном Меркурии, то через какое-то время мне уже стало настолько все равно, что я просто меняла шрифт или дописывала какие-то слова с потолка, просто чтобы был сам факт работы над задачей. Или писала откровенную чушь.

То есть я знала, что меня все равно раскритикуют, и я даже не узнаю за что, поэтому зачем что-то делать? Зачем напрягаться и пытаться найти выход из ситуации?

Критика без объяснений — это прямой путь к выученной беспомощности.

Что такое «выученная беспомощность»? Говоря простым языком, ​​это состояние, когда человек не видит связи между усилием и результатом, поэтому выбирает бездействие, ожидая, что ситуация произойдет в любом случае, а он никак не может на нее повлиять и что-либо сделать.

-2

Это явление было открыто в 1967 году американским психологом Мартином Селигманом и его соавторами в ходе эксперимента над собаками.

Первоначальной задачей опытов было объяснение депрессии, которая в 1960-1970 годах была главным диагнозом, и в процессе ученые сформулировали весьма полезные выводы, которые мы используем до сих пор.

В чем состояла суть экспериментов? Селигман выделил три группы подопытных животных и поместил их в клетки с цельнометаллическим полом, через который подавались ощутимые, но не вредные для здоровья разряды тока. Каждая группа собак имела свои условия:

  • первая группа могла избежать болевого воздействия: для этого собаке нужно было нажать носом на специальную панель, чтобы отключить питание системы;
  • вторая группа зависела от действий первой: подача тока прекращалась только если отключающую панель нажимала собака из первой группы, то есть действия животных во второй группе никак не влияли на результат;
  • третья группа была контрольной и вообще не получала ударов током.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Тем не менее собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током всё большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Позднее были проведены подобные эксперименты на людях (которых, правда, не били током, а заставляли слушать неприятные звуки через наушники), и они дали схожие результаты.

Если вы не проводите психологические эксперименты над своими сотрудниками, а все же планируете продолжить с ними работать и ждете от них результатов, то не стоит действовать как Селигман с собаками и раз за разом демонстрировать сотруднику, что он не справится или сделает не так. И более того, не нужно решать за него.

Выпуск подкаста на эту тему уже на канале: