Бывает такое, что журналисты не отвечают на ваши предложения или предлагают размещение статьи за деньги. В статье 5 правил, которые помогут вам сделать материал интересным, и помогут в начале общения с журналистами.
Правило 1. Думайте о читателе
Это самое важное правило, на которое стоит опираться каждому, кто пишет тексты. Прочтите свой текст вслух и решите, дочитали бы вы его до конца. Неважно, редакционный он или для пиара вашей компании, качество обязательно привлечет читателя. Когда пишете текст:
- Думайте о пользе. Ответьте себе на вопрос: зачем человеку читать вашу новость? Зацепите его подробностью и дайте конкретику.
- Создавайте умный контент: познавательные спецпроекты, обучающие статьи, тесты, советы, экспертные мнения.
- Играйте с читателем. Используйте интерактив, мультимедийные форматы, качественные фотографии, видео и инфографику.
- Проверяйте грамотность своего текста. Никому не будет приятно читать текст с ошибками.
- Не обманывайте читателя, он все чувствует. Не делайте заголовки кликбейтами, так у него не пропадет к вам доверие.
- Добавляйте актуальность, чтобы читателю было интереснее.
Когда с текстом для читателя разобрались, теперь подумайте, как заинтересовать журналиста.
Журналисту важно мнение коллег из его и других СМИ. Поэтому материал должен быть интересен другим «потребителям» вашего контента. Мы рекомендуем в первую очередь думать все-таки о читателе.
Важный факт: в общении важно доверие. Никогда не врите и не приукрашивайте в материалах для СМИ.
Мы стараемся заводить больше дружеских контактов не только с журналистами и редакторами, но и с другими PR-агентствами. Например, когда мы видим в новостной ленте запросы от журналистов, на которые сами ответить не можем, мы помогаем им найти спикеров. Если вы помогаете другим, значит, и вам когда-то помогут.
Правило 2. Изучайте СМИ
Прежде чем идти к журналисту со статьей или темой, вы должны убедиться, что СМИ об этом пишут. Читайте разные издания, смотрите, что они транслируют. Если это деловое издание, то вряд ли они опубликуют вашу подборку “10 способов отбелить блузку от варенья”. Но для такой подборки тоже есть место в СМИ, только в отраслевых, которые пишут про бытовые ситуации. Их тоже можно найти и уделить время, чтобы почитать хотя бы последние статьи.
Нужно определить, какой тип материала предлагать журналистам. Их несколько основных:
- Анонс о запуске. Но такое пройдет не во всех случаях. СМИ будет это интересно, если ваша идея из серии «никогда такого не было». Или если есть знаменитые основатели, например, сотрудник «Skillbox» запустил проект «ХХХ».
- “Нас проинвестировали”. Публикации в этом стиле хорошо берут СМИ, если это многомиллионные суммы или очередная инвестиция известного инвестора или фонда.
- Подборки материалов. Подборки можно делать любые, от «самые классные фильмы для PR-специалистов» до «у каких банков выгоднее условия по кредиту».
- Комментарии эксперта. Дайте знать журналистам о том, что вы эксперт в определенной области и предлагайте свой комментарий к тому или иному материалу по данной теме.
- Исследования и аналитика рынка. То, что обязательно будет полезно остальным читателям выбранного СМИ. Тему можно взять старую, а вот данные должны быть новыми.
- Персональная колонка или проблемная статья. Говорите о наболевшем либо для вас, либо для рынка и помогайте решать проблемы. Или высказывайте мнение на счет того, где вы являетесь экспертом.
- Интервью основателя или что-то необычное, что происходит в компании. Если у вас есть интересная история о том, как вы открыли свою компанию, пишите о ней. Например, если вы начинали в гараже, как Стив Джобс.
Стилистика СМИ тоже важна. Писать статьи необходимо в том стиле, который использует издание. Иначе – статью просто не опубликуют. Где-то допускаются разговорные обороты, где-то необходимо писать “как будто объясняешь тему бабушке”, а где-то пишут только деловым языком, используя только официальный стиль. Обратите на это внимание.
Правило 3. Общайтесь с журналистами
Чтобы общение с журналистом прошло плодотворно, нужно с ним подружиться. Когда будете ему писать, посмотрите, какие статьи он писал. При удачном стечении обстоятельств, вы можете сослаться на его же материал, когда будете предлагать свой. Журналисту важно, чтобы к нему обращались с интересными инфоповодами, о которых он сам пишет. Вы можете попросить написать вашу статью в формате той, что вы нашли. Это покажет ему, что вы точно подготовились к общению и расположит журналиста в вашу сторону.
Когда вы рассылаете пресс-релиз по новостным СМИ, постарайтесь сделать это вручную, попросите коллег или знакомых помочь. Безличные сообщения очень редко получают внимание от журналистов.
Проверяйте, кому отправляете сообщение. Если сообщение про кофе, то не стоит отправлять эту новость журналисту, который пишет про технику. Поэтому нужно находить журналистов именно по тематике своей статьи. Давайте им только нужную и интересную читателям информацию, потому что иначе это будет рассматриваться как реклама, которая публикуется только за деньги.
Правило 4. То, что нравится вам, не обязательно понравится другому
Свою статью необходимо оценивать объективно. Спросите мнение коллег или знакомых по поводу вашего текста – интересно ли читать, какие замечания могут быть. Только после мнения и правок ваших знакомых пишите журналисту. Нужно понимать, что таких как вы, у журналиста несколько десятков в день. Поэтому сделайте так, чтобы инфоповод был интересен не только на уровне темы, но и на уровне подачи.
Правило 5. Напишите интересный питч
Ваша тема может быть очень интересной, но если питч написан плохо – текст не возьмут, поэтому напишите хороший питч.
Питч – краткая информация о материале, который хотите опубликовать.
Отразите в питче актуальность вашей темы, объясните, почему ваша компания может быть интересна читателю этого СМИ. Покажите свою экспертность. Предложите сразу несколько тем на выбор, чтобы журналист понял, что вы можете адаптировать свою тему под издание.
Вот несколько рекомендаций к питчингу СМИ:
- Исключите из текста весь словесный мусор: слова-штампы, вроде «уникальная технология», «инновационный продукт», «лидер рынка» и т. п.
- Проверьте на грамотность. Письмо, в котором встречаются орфографические ошибки, вряд ли произведет хорошее впечатление на адресата.
- Убедитесь, что письмо читабельно. Не стоит выделять отдельные слова кричащими цветами, подчеркивать выражения, писать курсивом, использовать CAPS LOCK, восклицательные знаки. Все это показывает вашу неуверенность в предлагаемой теме.
- Проверьте, чтобы письмо адаптировалось как под экран смартфона, так и под стандартный компьютер, а приложенные файлы открывались.
- Когда ответа долго нет, можно напомнить о себе через несколько дней, но один раз – быть слишком навязчивым не стоит.