Найти тему
Олег Минин

Скрытые автопортреты известных художников в популярных картинах

Оглавление

Помимо простых автопортретов, художники со временем оставили особые подписи на своих картинах и интегрировали свое лицо в свои работы необычными и оригинальными способами. Автопортреты, которые они включили в свои картины маслом, обычно искажаются в отражающих поверхностях, таких как зеркала.

Ян ван Эйк, портрет Джованни Арнольфини и его жены, 1434

Одна из самых загадочных картин в истории западного искусства также является одной из самых красивых. Роскошный свадебный портрет Яна ван Эйка упивается тщательно продуманными символами богатства и другими характерными деталями.

Из маленького выпуклого зеркала на стене позади молодоженов, на котором изображены две другие фигуры, входящие в комнату, виднеется большая часть постановки картины.

-2

Жених поднимает руку, приветствуя одного из мужчин в зеркале.

Непосредственно над ним надпись Ван Эйка: «Йоханнес ван Эйк был здесь». Предполагает ли написанное, что мужчины в зеркале — это художник и его помощник?

Это одна из величайших неразгаданных загадок в истории искусства.

Скрытые автопортреты: Рафаэль, Афинская школа, 1509-11

-3

Знаменитая фреска, установленная на стене Апостольского дворца Ватикана, считается шедевром классицизма. Сцена представляет собой высокопоставленный гимн похвалы философии. Многочисленных почтенных древних мыслителей — от Пифагора до Птолемея — можно увидеть в сводчатом мраморном зале с колоннами. Фреска изображает целую команду ренессансного интеллигента, а Рафаэль сплавил собственную эпоху с заветным прошлым. По словам Вазари, он изображал своих современников как философов:

Брамант, согнувшийся над скрижалью, — это Евклид или Архимед. Леонардо да Винчи считается образцом для подражания для Платона. Микеланджело мог быть лицом Гераклита.

Однако художник не удержался от включения собственного лица в картину. Любопытное лицо Рафаэля выглядывает в крайнем правом углу рядом с Птолемеем и Зороастром.

-4

Микеланджело, Страшный суд, 1536-41

-5

Общеизвестно, что Микеланджело ненавидел заказ на роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.

Мастер эпохи Возрождения смог умело выразить свое разочарование – и немного повеселиться за счет Папы Римского – когда принял фреску Страшного суда для алтарной стены часовни.

В центре широкоформатной картины святой Варфоломей носит собственную кожу. Считается, что лицо безжизненной кожи является автопортретом Микеланджело. Мастер эпохи Возрождения выступал против мучеников, которые ждали, попадут ли они в рай или ад после напряженного испытания веры.

Караваджо, Давид с головой Голиафа, 1610

-6

Перед своей кончиной в возрасте 38 лет Караваджо рисовал себя во многих формах, чаще всего как Вакх, греческий бог вина.

В последний год своей жизни он, вероятно, решил включить автопортрет в изображение победоносного Давида, держащего отрубленную голову Голиафа.

Здесь Караваджо не молодой, красивый Давид, а побежденный Голиаф с висящей челюстью. Вместо того, чтобы радоваться победе, Дэвид кажется вдумчивым и немного грустным, возможно, даже прискорбным, когда он смотрит на свои безжизненную голову. Искусствоведы предположили, что моделью для юного героя был Франческо Бонери, студийный ассистент Караваджо и предполагаемый любовник.

Таким образом, образ имеет неожиданную внутреннюю близость, усиленную мечом Давида.

Жак-Луи Давид, Коронация в Нотр-Даме, 1804

-7

Французский художник-классицист Жак-Луи Давид – интересная фигура в истории революционной Франции. Несмотря на свою роль в свержении монархии, Давид присягнул на верность Наполеону после войны и стал королевским художником императора и мастерским пропагандистом.

Сам Наполеон поручил Давиду запечатлеть свою роскошную коронацию 1804 года в монументальной исторической картине, которая передает сильное политическое послание власти.

Сегодня произведение искусства располагается в Большом зале Лувра. Она настолько огромна, что кажется будто сам участвуешь в процессе коронации.

Сам Дэвид сидит в одном из возвышенных рядов в середине композиции. На самом деле художник присутствовал на самой церемонии коронации в Нотр-Даме. Включение себя в нарисованный вариант событий показывает верность художника Королю.

-8

Гоген как кукла

-9

Поль Гоген предпочитал скрытые автопортреты в La Petite rêve, ou Garçon endormi, чтобы увековечить себя в своем творчестве. Пока ребенок спит, рядом с кроваткой стоит жуткая кукла-дурак. Присмотритесь к его лицу и вы заметите, что дураком является сам Гоген.