Найти тему
Тот самый «Епихин»

«Эти глаза напротив» или нужно ли включать камеру при обучении через ВКС

Коронавирус принёс много бед начиная от того, что болеть им отнюдь не приятно (рад за бессимптомников и сочувствую тем, кто перенёс тяжело) и заканчивая тем, что уклад нашей жизни на полтора-два года изменился значительно. Этот вредный субъект бросил серьёзные вызовы нам, в частности, в области образования.

Началась эра активизации систем дистанционного обучения. Как все не отнекивались, но пришлось научиться работать через ВКС и это тоже дало свои преимущества. И эти два явления,  не смотря на снятые ограничения, так и остались с нами на долгое время. У меня возникает аналогия, что коронавирус словно  полнолуние для оборотней педагогики - СДО и ВКС. Только не подумайте, что я прямо ярый противник этих технологий. Люблю, пользуюсь, применяюсь, но не считаю, что за ними исключительно будущее, только и всего. Другими словами, не особо понимаю то, как некоторые администраторы и управленцы педагогического профиля  лебезят перед этими плотно вошедшими в наш обиход терминами.

Да, это прогресс и, например, та же видеоконференцсвязь (ВКС) очень хорошо помогает в реализации курсов, особенно для людей из других регионов. Экономия средств и времени, возможность работы с материалами и после вебинаров - все это положительные черты применения ВКС. Но как любая, проходящая широкую апробацию технология, ВКС сталкивается со множеством дискуссионных вопросов. Один из них: как правильно вести занятия? Нужно ли просить студентов включать Камеры, чтобы видеть их лица?

Мое мнение таково: это зависит от формата занятия. Например, во время лекции не вижу никакого резона акцентировать на этом внимание по двум причинам:

  1. Ты как лектор все равно особо не видишь квадратики с изображениями своих студентов. Основную часть экрана занимает презентация или вебдоска. И тратить место на выведение изображений студентов - не логично, учитывая, что формат повествования в лекциях чаще всего односторонний.
  2. Даже если принять во внимание, что мы готовы жертвовать рабочим полем монитора, то не вижу снова логики заставлять всех включать камеры, потому что видеть зевающих, уткнувшихся в телефон, ковыряющихся в носу или разговаривающих с мамой молодых людей - зрелище не самое позитивное и отнюдь не располагающее к активному чтению лекции. Согласитесь, что даже при очном обучении мы стараемся не концентрироваться на скучающих. А делать замечания или обращать на это внимание при использовании ВКС тем более не логично.

Если же мы говорим о семинарских занятиях, то здесь, конечно, интересно видеть мимику человека, его взгляд и поведение. Да и студент более мобилизуется перед включённой камерой.

Это же правило касается и экзаменов, зачётов и прочих контролирующих мероприятий. Тут больше логика действа акцентирована на контроль честности, чтобы человек не «гуглил», к примеру.

Но ещё отмечу, что я сам достаточно лоялен - то есть, если человек говорит, что Камера не исправна, то я не буду его выгонять или снижать ему баллы. Ведь это прежде всего вопрос технический, а не знаниевый, а моя задача работать в рамках своей полосы отвественности.

Не ставлю под сомнение и не критикую коллег, которые принципиально требуют включение камеры от студентов. Просто это не мой формат работы и я не считаю, что это повысит качество моих занятий. Кто-то верит в обратную схему - ну, как говорится, на вкус и цвет.

С включённой камерой

Тот самый Епихин  

#епихин #высшееобразование #вебинар #вкс #студенты