Коронавирус принёс много бед начиная от того, что болеть им отнюдь не приятно (рад за бессимптомников и сочувствую тем, кто перенёс тяжело) и заканчивая тем, что уклад нашей жизни на полтора-два года изменился значительно. Этот вредный субъект бросил серьёзные вызовы нам, в частности, в области образования.
Началась эра активизации систем дистанционного обучения. Как все не отнекивались, но пришлось научиться работать через ВКС и это тоже дало свои преимущества. И эти два явления, не смотря на снятые ограничения, так и остались с нами на долгое время. У меня возникает аналогия, что коронавирус словно полнолуние для оборотней педагогики - СДО и ВКС. Только не подумайте, что я прямо ярый противник этих технологий. Люблю, пользуюсь, применяюсь, но не считаю, что за ними исключительно будущее, только и всего. Другими словами, не особо понимаю то, как некоторые администраторы и управленцы педагогического профиля лебезят перед этими плотно вошедшими в наш обиход терминами.
Да, это прогресс и, например, та же видеоконференцсвязь (ВКС) очень хорошо помогает в реализации курсов, особенно для людей из других регионов. Экономия средств и времени, возможность работы с материалами и после вебинаров - все это положительные черты применения ВКС. Но как любая, проходящая широкую апробацию технология, ВКС сталкивается со множеством дискуссионных вопросов. Один из них: как правильно вести занятия? Нужно ли просить студентов включать Камеры, чтобы видеть их лица?
Мое мнение таково: это зависит от формата занятия. Например, во время лекции не вижу никакого резона акцентировать на этом внимание по двум причинам:
- Ты как лектор все равно особо не видишь квадратики с изображениями своих студентов. Основную часть экрана занимает презентация или вебдоска. И тратить место на выведение изображений студентов - не логично, учитывая, что формат повествования в лекциях чаще всего односторонний.
- Даже если принять во внимание, что мы готовы жертвовать рабочим полем монитора, то не вижу снова логики заставлять всех включать камеры, потому что видеть зевающих, уткнувшихся в телефон, ковыряющихся в носу или разговаривающих с мамой молодых людей - зрелище не самое позитивное и отнюдь не располагающее к активному чтению лекции. Согласитесь, что даже при очном обучении мы стараемся не концентрироваться на скучающих. А делать замечания или обращать на это внимание при использовании ВКС тем более не логично.
Если же мы говорим о семинарских занятиях, то здесь, конечно, интересно видеть мимику человека, его взгляд и поведение. Да и студент более мобилизуется перед включённой камерой.
Это же правило касается и экзаменов, зачётов и прочих контролирующих мероприятий. Тут больше логика действа акцентирована на контроль честности, чтобы человек не «гуглил», к примеру.
Но ещё отмечу, что я сам достаточно лоялен - то есть, если человек говорит, что Камера не исправна, то я не буду его выгонять или снижать ему баллы. Ведь это прежде всего вопрос технический, а не знаниевый, а моя задача работать в рамках своей полосы отвественности.
Не ставлю под сомнение и не критикую коллег, которые принципиально требуют включение камеры от студентов. Просто это не мой формат работы и я не считаю, что это повысит качество моих занятий. Кто-то верит в обратную схему - ну, как говорится, на вкус и цвет.
С включённой камерой
Тот самый Епихин
#епихин #высшееобразование #вебинар #вкс #студенты