Найти в Дзене
Медиа «Комьюнити»

Баланс между работой и личной жизнью: можно ли его достичь?

Оглавление

В определенный момент каждый устает от нескончаемых рабочих задач и карьерной гонки. Когда на это уходит все время, ресурс быстро заканчивается и остальное уходит на задний план. Из статьи вы узнаете о подходе work-life-balance и как к нему прийти.

Что означает баланс

О work-life-balance заговорили в США в 1970-х благодаря книге Розабета Мосс Кантера «Работа и семья в Соединенных Штатах». Сначала баланс относили только к беременных женщинам и матерям, но с ростом карьерных целей ситуация изменилась. Сотрудники стали часто перерабатывать, смещая акцент в сторону карьеры. В связи с этим увеличился рост выгорания на работе, и продуктивность, соответственно, упала.

При словосочетании work-life-balance у многих рисуется идеальная картина, в которой успеваешь все. И рабочие задачи закрыть, и английским заняться, еще и с семьей время провести. Будто если этот баланс найти, он сработает как волшебная таблетка. Конечно, это не так. Да и сложно представить человека, у которого личная жизнь и карьера совсем не влияют друг на друга. Каждый время от времени чувствует усталость, перерабатывает и сидит в соцсетях во время рабочего времени.

Основная суть в том, чтобы управлять своим временем и стремиться к сбалансированности всех сфер. В мире информационной перегрузки важно не столько вовремя закрывать ноутбук, сколько сохранять фокус на своей жизни. При этом работа с личной сферой должны дополнять друг друга, а не конкурировать. Отличный пример такого подхода – компания Slack, принцип которой прост: «Work hard and go home».

-2

Срочные рабочие задачи могут задержать на работе, но это не должно становиться привычкой. Идея в том, чтобы дома переключаться на личные дела. Несмотря на авралы и переработки коллег.

Интеграция работы с личной сферой – еще один подход. На первый взгляд он противоречит work-life-balance. Действительно, границы между двумя сферами стираются, но баланс по-прежнему остается. Интеграция предполагает новый взгляд: работа и личная жизнь – части единого процесса. Здесь вам не нужно жестко разделять личное и рабочее время, вместо этого – гибкость в распределении времени. Например, можно уйти из офиса на час раньше, а оставшиеся задачи доделать дома или сходить в спортзал прямо в офисе.

Work-life-balance и удаленка

С начала пандемии восприятие рабочего времени изменилось. Многие полностью переместили офис домой, и соблюдать баланс оказалось непросто. Чтобы понять, так ли это, SuperJob провел исследование. В нем участвовало 3000 специалистов разных профессий, работающих в стандартном графике в офисе и удаленно. Из всех опрошенных 48% сказали о том, что находят баланс между личной жизнью и работой. При этом чем выше уровень дохода, тем больше внимания уделяется рабочим задачам. А среди самых успешных тайм-менеджеров оказались юристы (58%), бухгалтеры (54%) и экономисты (53%).

А вот к переработкам лояльнее относятся те, кто работает из дома: каждый пятый среди офисных работников заканчивает вовремя, среди удаленщиков этому правилу следует только 12%. При этом само отношение к переработкам у двух групп почти одинаковое: 40% офисных и 34% удаленных считают, что регулярно задерживаться – недопустимо.

И еще парочка инсайтов исследования:

-3

-4

Кто несет ответственность

Так уж принято, что в чрезмерном стрессе и переработках сотрудник скорее обвинит компанию, а не себя. Высокая нагрузка, нескончаемые задачи, непонимающие коллеги. Но не все так однозначно. Даже с самым лояльным руководителем легко прийти в режим перегрузки.

Может показаться, что по-другому нельзя, что вас заставляют перерабатывать, но так ли это на самом деле? Скорее всего, вы боитесь сказать «нет» или просто так привыкли.

Ну и в целом, как вы переключаетесь от работы и сколько в нее вкладываете, зависит от вас. В течение рабочего дня мы не все время удаляем работе. По результатам опроса Headhunter, 24% удаленных сотрудников тратят на работу 81%-90% времени. Остальное уходит на беседы с коллегами, соцсети и чтение новостей. Задачи множатся, выполнять их приходится поздним вечером и рабочий день увеличивается до 12 часов.

А вот на компании лежит другая ответственность – создавать комфортные условия и воспринимать сотрудников как ценный ресурс, а не роботов. Такой подход начался с IT-компаний, и постепенно йога в офисе, психолог и гибкий рабочий день стали нормой.

Зачем соблюдать баланс

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Правильно распределяешь время – успеваешь заниматься всеми сферами жизни. Но кроме этого, баланс сохраняет физическое и психическое здоровье. Когда за рабочими задачами не видно просвета, организм рано или поздно даст сбой, и качество работы будет не особо высоким. Со временем напряжение переходит в эмоциональное выгорание и становится хроническим, что может привести к депрессии и проблемам со здоровьем.

Многие в режиме работы нон-стоп не представляют, как можно заниматься еще саморазвитием, спортом и семьей. Баланс в этом случае освобождает энергию, которая целиком уходила на рабочие задачи.

Наконец, work-life-balance помогает увидеть в себе новые грани. У вас нет любимого хобби или давно планируете подтянуть финансовую грамотность? Освободившееся время можно с удовольствием потратить на себя и то, что откладываете не первый месяц. В этом и заключается главный плюс жизненного баланса – уделять время тому, что действительно важно. При этом когда жизнь наполнена интересным хобби, встречами с друзьями, спокойными прогулками, ресурса для продуктивной работы окажется даже больше.

Если вы решили соблюдать баланс, то вот несколько шагов:

1. Определите приоритеты

Work-life-balance не предполагает, чтобы вы поделили рабочее и личное время строго поровну. Начните с таких вопросов:

  • Все ли в моей жизни идет так, как надо?
  • Куда утекает энергия и на какую сферу ее не хватает?
  • Получаю ли я удовольствие от этого?

Даже если переработки – осознанный выбор, вы должны понимать, как чувствуете себя с такой нагрузкой.

2. Составьте колесо жизненного баланса

Этот инструмент позволит наглядно увидеть западающие сферы жизни.

  1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте большой круг.
  2. Разделите его на 8 частей.
  3. Над каждой напишите название: карьера, финансы, отношения/семья, хобби, здоровье, друзья, саморазвитие, духовный рост.
  4. В каждом секторе проставьте отметки от 1 до 10.
  5. Поставьте оценку каждой сфере и затем соедините круг.

Выровнять колесо сразу не получится – действуйте постепенно. Для этого выберите 1–2 сферы, которые хотите подтянуть. Пропишите небольшой план и начните уделять им время.

3. Пересмотрите организацию времени

Периодически всем нужна встряска и новые паттерны. Часто задачи копятся из-за того, что вы держите их в голове или перескакивайте с одной на другую. Все успеть невозможно, поэтому держите фокус на важных приоритетных задачах, а мелкие старайтесь делегировать. Также обратите внимание на время продуктивности – у каждого оно свое. Ну и не забывайте про заметки и мобильные приложения.

4. Составьте расписание

Чтобы сместить акцент с работы, нужно заполнить время другими делами. Каждый день займите внерабочее время чем-то новым: ужин с семьей, встреча с друзьями, хобби и проставьте все в календарь. Так мотивация закончить работу вовремя будет выше.

5. Планируйте без фанатизма

В идеальной картинке день начинается с проверки email, а заканчивается неспешной беседой с коллегами. Но предусмотреть все не получится даже у гуру тайм-менеджмента, поэтому оставляйте место для форс-мажоров. Уйдите с работы пораньше, если вчера сильно задержались, или пересмотрите перерывы в течение дня. Не стремитесь к идеальному расписанию, выбирайте реалистичный. И помните, что баланс достигается постепенно.