Найти тему
AR.MOSCOW

Неосуществленные проекты: Большой Кремлёвский дворец Баженова

Друзья, сегодня в рубрике #неосуществленныепроекты рассказываем о нереализованном проекте дворца в Московском Кремле, разработанном архитектором Василием Баженовым.

При том, что Баженов был первым русским зодчим, получившим признание в Европе, на родине его прозвали “бумажным архитектором” - его проекты постоянно отклоняли и многие из них так и остались нереализованными.

Василий Иванович Баженов (1737-1799)
Василий Иванович Баженов (1737-1799)

В 1767 г. Екатерины II поручила Баженову перепланировку всей территории Московского Кремля, Красной площади и возведение нового дворца. Целью императрицы было приблизить облик Москвы к Санкт-Петербургу.

По задумке архитектора масштабный комплекс должен был находиться в южной части Боровицкого холма, а его корпуса — окружать Соборную площадь и часть старых построек, при этом часть зданий XV—XVI веков планировалось снести. По мнению архитектора, благодаря ликвидации тесной средневековой застройки уцелевшие исторические памятники приобрели бы новый эффектный вид.

-3

Баженова не зря называли основоположником русского классицизма: в основе его идеи лежала концепция Третьего Рима, прообразом дворца стал Собор святого Петра. Проект предполагал изменение расположения улиц и площадей большей части Кремля, должны были сохраниться только отдельные архитектурные памятники: Грановитая палата, Красное крыльцо, Теремной дворец, Колокольня Ивана Великого, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы.

Постройки должны были огибать Кремлевский холм, чтобы объединить весь Кремль в одном величественном замке. Планировалось создать проспект вдоль бровки Кремля и соорудить новые площади. От триумфальной колонны в центре главной овальной площади дворца, подобно трем лучам, расходились бы три главные московские улицы к Троицким, Никольским и Спасским воротам.

Проект Большого Кремлевского дворца
Проект Большого Кремлевского дворца
Проект Большого Кремлевского дворца
Проект Большого Кремлевского дворца

Императрица принимала активное участие в разработке проекта Большого Кремлёвского дворца, архитектор регулярно ездил в Санкт-Петербург для утверждения чертежей и вёл с ней переписку на протяжении 6 лет пока длились проектные работы.

-6

Дворец предполагался четырехэтажным: два нижних рустованных этажа были предназначены для служебных надобностей, на третьем этаже должны были быть покои императрицы и наследника. Четвёртый этаж занимали парадные залы с большими двухсветными окнами. Протяженность фасада составляла 639 метров, и он был объединен колоннадой ионического ордера, верхнюю часть здания украсили массивным карнизом и аттиком.

Южная площадка дворца должна была спускаться к берегам Москвы-реки парадными лестницами с монументальными скульптурными композициями. Фасад резиденции, выходящий к Соборной площади, огибал сохранившиеся старые здания тремя глубокими овальными дворами.

Со стороны Белого города облик комплекса формировали здание Арсенала и корпус дворца, выполненный в строгих прямых объёмах и предназначавшийся для размещения правительственных учреждений. Крупные формы главного фасада были рассчитаны на обозрение с дальних точек.

-7

Согласно смете, стоимость строительства дворца достигала тридцати миллионов рублей (около 25 млрд в переводе на современные деньги), пять из которых должны были пойти на возведение парадной лестницы. Итальянский архитектор и гравер Франческо Кампорези, проверявший смету, оценил проект вдвое дороже. Тем не менее, Екатерина II утвердила проект и распорядилась выдать ссуду на строительство.

Начало земляных работ на строительстве Большого Кремлевского дворца.                     Рисунок М.Ф. Казакова, 1772 год
Начало земляных работ на строительстве Большого Кремлевского дворца. Рисунок М.Ф. Казакова, 1772 год

Вскоре после начала строительных работ южная стена Архангельского собора покрылась трещинами. Фундамент сооружения опирался на насыпной грунт, а котлован Кремлёвского дворца, пролегавший рядом со зданием, нарушил целостность укреплений.

В этот же период обрушилась одна из стен нового дворца, возводившаяся на месте снесенной церкви Черниговских чудотворцев. Екатерина II высказывала опасения относительно продолжения работ, а вскоре и вовсе потеряла интерес к проекту.

Через некоторое время стройку  приостановили из-за нехватки средств и в 1775 году работы над дворцом были окончательно прекращены. Официальной причиной называли осадку стен Архангельского собора.

Ряд историков полагает, что на решение императрицы также повлияла её нелюбовь к Москве и нецелесообразность дорогостоящего строительства. Виновником произошедшего был выставлен Баженов, за что и оказался в опале.

Южный фасад Архангельского собора в Кремле
Южный фасад Архангельского собора в Кремле

Во время проектирования Баженов создал деревянный макет будущего дворца размером почти в человеческий рост. Модель делалась в масштабе 1:48. Для ее хранения построили отдельное здание,  где также разместился кабинет архитектора с передвижной печкой и утеплёнными стенами.

Модель в длину превышала 17 метров, её высота составляла 1,3 метра, ширина — около 6 метров. Конструкция была рассчитана на круговое обозрение, её выполнили разборной, чтобы зритель мог оценить интерьеры парадных залов.

В создании макета принимали участие столяры, формовщики, скульпторы и живописцы. Классические интерьеры модели были первым проектом подобного рода в России и стали единственной сохранившейся иллюстрацией внутреннего убранства. Баженов стремился детально воспроизвести архитектурные особенности дворца.

-10

В результате постоянных перемещений к 1864 году часть макета была утеряна, сохранились отдельные кремлёвские соборы и один из фасадов дворца. А сейчас этот макет - все что осталось от грандиозного замысла, увидеть его можно в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова
Модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова
Фрагмент модели Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова
Фрагмент модели Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова

Ну а мы напоминаем, что история всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки, держащей смартфон. С помощью нашего мобильного приложения AR.mos📱 жители и гости Москвы могут увидеть на экране своих телефонов утраченные архитектурные объекты на их исторических местах в режиме «дополненной реальности». Для этого нужно скачать приложение AR.mos на свой смартфон на официальном сайте проекта: https://ar.moscow/ или в Play Маркет / App Store.

И не забывайте подписаться на наш канал на Дзене и в Телеграм 😉

#armos #архитектура #москва #история #кремлевскийдворец #баженов