Знакомо ли вам такое выражение: "Все такие разные, один я одинаковый"? Оно вызывает улыбку именно своей несуразностью. Хотя, если в него вслушаться, откроется великая Истина...
Дело в том, что одно из свойств нашей памяти - запоминать "из ряда вон выходящее". Поэтому если все вокруг серые и унылые, а какой-нибудь хипстер, единственный из всех, одет в оранжевый пиджак и носит жёлтые носки, вы запомните его с большей вероятностью, чем любого из окружающей массы. Но справедливо и другое: в толпе пёстрых хипстеров серый и унылый человек представляет собой столь же диковинное зрелище. А значит, он обязательно окажется в центре внимания.
Это называется ЭФФЕКТОМ РЕСТОРФФ или "эффектом изоляции"- в честь немецкого психолога Хедвиги фон Ресторфф. Она посвятила свою диссертацию именно феномену привлечения внимания изолятов - объектов, непохожих на другие.
Хедвиг фон Ресторфф (14 декабря 1906 – 6 июля 1962) получила хорошее частное образование и стала преподавателем лицея. Потом поступила в Университет Фридриха Вильгельма, где изучала иностранные языки, а потом специализировался в философии, психологии и естествознании.
В Берлине фон Ресторфф работала с влиятельной группой гештальт-психологов в Психологическом институте, где ее диссертацию курировал директор, крупная фигура в гештальт-психологии Вольфганг Келер.
Однако после июля 1932 года, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты, Психологический институт начали прессовать. Не в последнюю очередь потому, что Келер не скрывал своего негативного отношения к нацизму и пытался сохранить за собой контроль за институтом. Но в 1935 году заведение полностью подчинили представителям Рейха, а старых сотрудников поувольняли.
Келер уехал в США, Ресторфф решила поступить в Институт фармакологии Берлинского университета имени Фридриха Вильгельма, защитила ещё одну диссертацию, по медицине, а потом вышла замуж за врача, с которым переехали на северо-восток Германии, во Фрайбург.
Во время Второй мировой войны муж пропал без вести на восточном фронте, а Ресторфф продолжала заниматься медициной в качестве семейного врача во Фрайбурге вплоть до своей смерти.
И вот теперь самое время спросить - как ещё можно использовать ЭФФЕКТ РЕСТОРФФ, кроме как одеваясь хипстером?
А вы просто вспомните длинные ряды одинаковых упаковок с каким-нибудь продуктом и среди них - что-нибудь непохожее как по цвету, так и по размеру. Если вы - товаровед, то таким образом можно попробовать продать залежалый товар, привлекая к нему повышенное внимание.
Уместно вспомнить и такое явление как "ад перфекционизма", которое способно взбесить любого, кто стремится к гармонии и порядку. Можно попробовать на этот самый нестандартный элемент нанести какую-нибудь информацию, например - телефон или e-mail, и тогда вероятность того, что это запомнят, будет намного выше.
В вопросах моды делать какие-либо советы, наверное, могут только специалисты высокого класса. Что носить, как одеваться, как краситься и пр - тут огромное влияние оказывает психология толпы, которая следует в направлении, указываемом знаковыми фигурами. Но в контексте ЭФФЕКТА РЕСТОРФФ важно помнить главное: если все считают, что сейчас модно ходить на платформах, то самый лучший способ привлечь к себе внимание - отказаться от платформ. И если все будут ходить в джинсе, а один ты в мешковине - запомнят именно тебя, а не их!