Жамбылские аграрии бьют тревогу: Минторговли и интеграции думает о том, чтобы ввести запрет на экспорт лука. Власти, опасаясь, что цены на один из самых популярных продуктов вырастут, закрыли границы. Фермеры, в свою очередь, переживают, как бы не оказаться в убытке. Orda.kz узнала, эффективны ли запреты.
Жамбылская область – главная луковая житница страны. Здесь самый подходящий климат для культуры, хотя лук также выращивают в Алматинской, Жетысуской и Туркестанской областях. Несколько дней назад фермерам перестали выдавать фитосанитарные сертификаты на экспорт лука – это документ, без которого вывезти овощ за границу попросту невозможно и даже отвезти его в соседние регионы нельзя. Как выяснили аграрии, виной всему реакция министерства торговли и интеграции. На совещании 20 июля, протокол которого оказался в редакции Orda.kz, было принято решение ограничить выдачу фитосанитарных документов и прикрыть границу для лука. В документе, в частности, говорится:
1) В срок до 22 июля т. г. вынести предложения по ограничению экспорта лука на заседание Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики.
2) До решения межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики запретить выдачи фитосанитарных разрешений.
3) В срок до 23 июля т. г. внести проекты Приказов фитосанитарных разрешений и по квотированию на базе лицензирования со встречными требованиями.
Корреспондент Orda.kz позвонил в Комитет госинспекции МСХ по Жамблылской области, и там ответили, что фитосанитарные разрешения действительно не выдают. Вернее, выдают, но только на лук, который поедет на рынки внутри республики. Когда овощ разрешат экспортировать – не знают, ждут особого приказа сверху.
После таких обсуждений у производителей опускаются руки – не хочется больше заниматься сельским хозяйством. Они понимают, что подобные меры могут оставить их без прибыли и с кредитами. Фермер из Кордая Мухарме Шаров, его родственники и знакомые с тревогой смотрят на то, что происходит в правительственных коридорах. Про подорожание лука он знает, но объясняет, что это сезонное явление. Как раз сейчас и наступило то самое межсезонье – до массовой уборки осталась неделя-две, и цены вот-вот пойдут на убыль. А тут «привет» из Нур-Султана и полный запрет на экспорт.
«Дело в том, что сезонное подорожание лука не является результатом экспорта произведённой нами продукции, так как она в разы покрывает потребность внутреннего рынка, а это колебание цен в межсезонье», – говорит Мухарме Шаров.
Казахстанские фермеры производят более миллиона тонн лука в год, а в этом году урожай может быть в полтора раза больше. Внутренняя потребность страны – 400 тысяч тонн. Как говорит Мухарме, «даже если вся республика перейдёт на чебуреки, столько лука не съедят».
У каждого владельца лукового хозяйства есть хранилище, куда складывают «дорогой лук» – его будут продавать зимой и весной. Сейчас же цены стремятся вниз. Если неделю назад лук на рынках Алматы стоил 200 тенге за килограмм, то сейчас цена упала на 20% и более. Когда начнётся массовая уборка, уверяют фермеры, то цена будет падать в геометрической прогрессии до 60–70 тенге.
«Если нам запретят продажу своей продукции на экспорт, то у нас не будет средств даже собрать урожай, а уборка лука – это очень трудоёмкий и затратный процесс. Часть работ выполняется вручную, привлекается очень много рабочей силы, которой нужно платить ежедневно наличными. А эти средства неоткуда брать, кроме как от параллельной реализации части продукции во время уборки прямо с поля», – объясняет суть проблемы Мухарме.
Фермеров полностью поддерживает глава Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев. Он считает, что главная проблема – отсутствие реальных данных о том, сколько в республике выращивают картофеля, лука, моркови и других, самых важных продуктов для стола.
Карат Бисетаев, председатель правления «Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана», винит вышестоящих чиновников в том, что грозит фермерам:
«Наши чиновники, принимающие решение, не знают, сколько реально убрано той или иной продукции, сколько из них заложено и сколько продаётся. Они понимают, что цифры, которые у них лежат в виде статистики – это ложь, там могут быть приписки их коллег. Они это знают и боятся. Поэтому, чтобы не слететь с работы, они закрывают границы».
Иногда аграриям кажется, что не снизить цены, а не потерять должность – это главная забота чиновников. Когда президент или премьер дают задание сдержать стоимость продуктов и товаров первой необходимости, исполнители борются не с причиной, а со следствием. Так, ежегодно страдают владельцы магазинов у дома, от которых чиновники требуют не завышать цены на ряд товаров и устраивают рейды, наказывая мелких предпринимателей. Аграрии говорят, что и их наказывают, когда закрывают границы или вводят квоты на экспорт, тогда крестьянским хозяйствам и продовольственным компаниям приходится бороться за право продавать заграницу, и в дело идут в том числе незаконные методы.
Карат Бисетаев очень обеспокоен судьбами тех, кого коснётся новый закон:
«Это всегда ведёт к коррупционным угрозам, это всегда ведёт к несправедливому распределению квот. Это задевает и тех, кто хочет экспортировать свой урожай, и трейдеров, которые ничего не выращивают, но занимаются экспортом. Причём как крупных, так и мелких фермеров и трейдеров».
Сейчас есть надежда, что запрет на экспорт всё же не введут. На состоявшемся 26 июля брифинге Минсельхоза введение запрета на экспорт лука не поддержали, хотя он стал «антилидером по росту цен среди овощной продукции». Вот выдержка из доклада:
«Хочу отметить, что в последнее время обсуждается вопрос введения ограничительных мер на вывоз лука, который министерством не поддерживается. Кроме того, в настоящее время министерством совместно с акиматами Туркестанской и Жамбылской областей проводится работа по заключению контрактов между производителями лука и акиматами областей и городов. По итогам встреч цена реализации лука снижена с 220 до 110 тенге за килограмм. Кроме того, начиная с сентября начнётся сбор осеннего лука в объеме 1 млн тонн, который в полной мере обеспечит потребность внутреннего рынка и даст возможность отгрузить определённые объёмы на экспорт».
Каждый год у сельхозпроизводителей одна головная боль – взять кредиты на посадку растений – а это десятки миллионов тенге – и с полученной прибыли рассчитаться за проценты и заработать на жизнь. При этом они уверены, что сезонных колебаний стоимости овощей, и лука в частности, можно избежать, если сажать сорта, устойчивые к морозам. Они созревают в мае и июне: как раз тогда, когда прошлогодние запасы лука подходят к концу. Однако дело это рискованное в условиях Южного Казахстана – могут ударить морозы, снега мало, а, кроме того, посевы может съесть скот. Фермеры говорят, что для подобных рисков нужна господдержка, тогда сеять озимый лук будет не так страшно.
Кстати, в этом году в Жамбылской области увеличили число площадей под лук – каждый год его продают практически полностью, без остатка. В случае введения запрета производители готовы обратиться по всем инстанциям вплоть до президента, чтобы не остаться на руках с никому не нужным луком.