Найти тему
Stories юриста

Веселые студенческие годы или Как назло получить диплом психолога

Картинка из свободного доступа
Картинка из свободного доступа

Как в зрелом возрасте можно сменить профессию? Тем более, когда ты уже состоялся в какой-то сфере деятельности?

Мне пришлось делать такой выбор, сомневаясь и переживая в процессе занятий.

В первой истории: рассказ о том, как я, обучаясь на одном из самых престижных направлениях лучшего института города, решила никогда не работать по полученной специальности.

Мои родители видели меня только юристом. Именно этой работе они сами посвятили всю свою жизнь. Я слушала с детства их разговоры с коллегами, меня брали на работу в суды (тихо посидеть на стульчике в уголке на процессах), листала и читала многочисленные пыльные кодексы с вырезками из газет о внесенных поправках в нормы.

Это было так интересно! Даже могли доверить перепечатать на машинке текст какого-то акта или документа. Тогда, конечно, не было принтеров, сканеров, и приходилось приложить усилия, чтобы прилично «набить» пишущей машинкой текст на многочисленных листочках, проложенных синей или черной копиркой. Пальцы болели, но я так гордилась. Особенно нравилось, если пускали до электронно-механического гудящего прибора. Впитывала уважение и особый стиль общения на работе у папы и мамы. Их авторитет был для меня непререкаем.

С рождения мама говорила: «не вздумай пойти в учителя, следаки или в судьи! Ничего там хорошего не заработаешь, здоровье потеряешь». И я верила.

Но поскольку в начале 90-х годов, к тому времени как я заканчивала школу, один из наиболее близких, востребованных и лучших юридических ВУЗов в соседнем городе закрыл свои двери для абитуриентов из России, то пришлось искать иные пути дальнейшего обучения.

Так под давлением родителей последние 1,5 года пришлось нагонять школьные знания по биологии с репетитором. Именно этот ранее неинтересный предмет был ведущим при поступлении на престижный факультет психологии и педагогики. Еще и химия, но т.к. училась в классе, где химия была ведущей и любимой дисциплиной, со сдачей второго экзамена проблем не было.

Конкурс в то время был большой: 48 человек на место. Но медаль и на «отлично» сданный первый профилирующий предмет позволили сразу пройти на выбранное (родителями) направление. Еще и огорчилась, что не удалось блеснуть знаниями перед комиссией с самой грозной «химичкой» института (у неё училась моя классная руководитель и пугала своей «вредностью и въедливостью» в отношении знаний студентов). Ну и сочинение; в школе их писала легко по литературной тематике, но не пришлось сдавать.

К концу первого курса была в панике: немногие предметы по профилю - основам психологии и педагогике (включая историю этих учебных дисциплин) оставались странными и никак не поддавались пониманию. И нас, таких «непонятливых», была вся группа. К тому же нас, городских, было мало - в основном из поступивших были лучшие школьники из области, проживающие в поселках или райцентрах. У них особый ужас вызывали химия и иностранный язык из-за слабой подготовки. Одно дело, когда ты лучший и отличник в своей школе, знаешь «как бы на пять», но тут другой уровень подготовки и требования.

Папа разделял мои тревоги: если дочка не хочет тут учиться и ей не нравится - не вопрос, можно найти другое место обучения. К примеру «школа милиции». Кстати, через дорогу, где мы жили. И не нужно тащиться рано утром через весь город в этот «престижный» педагогический институт. И «любовь к химии» поможет стать экспертом-криминалистом.

Он уже переговорил с коллегами, кто преподавал в академии права (так переименовали потом «школу»), осталось главное - уговорить мать…Но поддержки мы не нашли.

Грянул грандиозный скандал! С проклятиями на наши «неблагодарные головы», с опустошением кучи пузырьков валерьянки и корвалола, «сердечными приступами». А также публичных признаний коллегам: «Ой, а моя-то что с папашкой задумали! Лучший факультет решили ТАЙКОМ от меня бросить и в этот, где следаков и ментов готовят, уйти! Люди добрые, уж такой неблагодарности от них не ожидала…»

А мне – она читала лекции на тему «профессиональный юрист ОБЯЗАН быть психологом». Вердикт семейного совета: сперва доучись, получи диплом. А потом уже работай, где хочешь и кем.

Так в очередной раз, чтобы не расстраивать родителей, я отступила.

К третьему курсу привыкла. Помогала согруппницам с химией, биологией, немецким языком. Сама втянулась в учебу. И непонятные тайны науки психологии становились более простыми и даже немного примитивными.

Да, многие, и мы в том числе, немного не так представляли кто такой психолог. Всё оказалось гораздо прозаичнее.

Не сразу заметила по доверчивости и наивности, несмотря на бескорыстную помощь и поддержку, всё более ухудшающиеся отношения «будущих коллег» по психфаку. Согруппники стали игнорировать при подготовке к коллоквиумам (в группе тайком делили вопросы-кто будет на какой отвечать). Приходилось учить ВСЁ, тогда как почти вся моя «немецкая» подгруппа (у нас еще была и «английская» внутри отделения) избирательно готовилась всего по 2-3 темам. Отвечать не давали: преподаватели «подобрели» и, видя рвение студентов, благосклонно позволяли отвечать только тем, кто начинал ответ на вопрос, не вызывали по списку. К концу семестра такая активная тактика приводила к тому, что у кого-то не было ни одного ответа для зачета или экзамена «автоматически» при прилежном посещении лекций, семинаров, лабораторных занятий и коллоквиумов.

Многие девочки устраивали свадьбы, гуляли с «городскими», проживая в общежитиях. Некоторые к концу 3 курса были замужем и «в положении».

Я же оставалась «бобылкой», не хотелось ходить на дискотеки, гулять и знакомиться с парнями. Была скромной, застенчивой. Что одобрялось родителями.

Но к концу 3го семестра случилась «первая страсть-любовь». Молодость, гормоны требовали внимания и отвлекали от учебы в 18 лет. Случайная встреча с парнем, который учился «на год старше» и вернулся осенью после армии. Он настойчиво дал понять, что еще в школе «положил на меня глаз» и не забывал.

Изменения в поведении дочери не прошли тайно от родителей. Папа не одобрял мой выбор с этим «грубияном», но снисходительно по-мужски «прикрывал» мои свидания, романтические встречи. Мою мать избранник избегал по причине её «грозного и крутого нрава», наслышанный о нем от моих бывших одноклассников. А вот его маме я понравилась. Только меня он, в отличие от многочисленных пассий, познакомил с мамой и приводил домой.

Когда «отношения «зашли слишком близко» было поздно, и я не была к этому готова…Не сдала весенний семестр, хотя училась почти на «пятерки». Многие сокурсницы получили высшие баллы и без экзаменов, благодаря «интересному положению». А я «таяла», вес стремительно снижался, плохое самочувствие и мой вид «ходячей анорексички» волновал преподавателей.

К тому времени с парнем расстались. Он просто «пропал», хотя жили рядом, но всячески стал меня избегать. Это также отразилось на моем состоянии в резком ухудшении самочувствия, до госпитализации.

Причиной его поведения стало именно вмешательство моей властной и разгневанной матери: по её инициативе у них ТАЙНО состоялся эмоциональный разговор с предостережением и обещаниями ему «испортить жизнь и посадить в места отдаленные, если он САМ не откажется от меня».

Об этом разговоре узнала уже спустя несколько лет. Он сам рассказал: как хотел и предлагал жениться, но мать была категорически против. А знакомые, зная о влиятельном положении моих родных, единогласно уговаривали его «не рисковать будущим».

Пережив болезненный разрыв, девиз в отношениях с мужским полом после этого случая стал «никому не доверяю, кружим головы, но первая отшиваю».

Мать решила меня в ту пору «приободрить», утраивала встречи с сыновьями знакомых с «хорошей репутацией». Со многими были знакомы с детства: один круг общения наших родителей. Не видела в их глазах и поведении никакого особого интереса к себе.

Для себя решила, что муж и жена, работающие в одной профессии – это несчастливая семья.

Учеба продолжалась, так называемый бойкот сокурсниц тоже.

На 4 курсе, в середине 90-х, в институте появилась кафедра правовых дисциплин. Но ректор предупредил: перевод возможен только на 1й курс, причем без зачета уже сданных предметов, поскольку иное направление и объем почасовки. Да и набор был только первый год.

Терять почти четыре года? Заново учить-сдавать те же предметы?

Это было бы ошибкой: оставалось доучиться всего около года. Сколько было вложено сил и потрачено времени и не получить диплом?

Рассудив, решила поступить на юридический факультет, но другого ВУЗа (Академия гуманитарных наук), на вечернее отделение. Там преподавали многие из коллег отца, плата была чисто символическая. Профессия юриста была в те времена как никогда востребована.

И снова началась активная студенческая жизнь №2. Но сокурсники были в основном парни, более взрослые и настроенные на получение знаний по будущей профессии. Девчата более прохладно и несерьезно относились к учебе, редко появлялись после 2 курса на занятиях.

Но в этом коллективе была более комфортная обстановка. Учиться было легко, интересно. Занятия как и в 1м институте шесть раз в неделю, но после 17-18 часов. Иногда мы задерживались в библиотеке, вместе компанией шли к остановке. Обсуждали предметы и темы, болтали о личном.

Учеба на юрфаке помогла, как ни странно, спокойнее доучиться в первом институте и получить долгожданный диплом. Никаких распределений выпускникам уже не предлагали. Ажиотаж и спрос на профессию психологов утих. Почти все сокурсники по психфаку стали окончательно чужими и неприятными в общении дамами. Защита диплома, выпускной прошли как вынужденные, но обязательные мероприятия.

Закончив первый институт, вздохнула свободнее: стало проще и можно больше времени уделять интересным дисциплинам, найти работу.