Как менялись цены на авто в США и Европе во время экономических кризисов за последние 50 лет.
США
Первым серьезным ударом для американского авторынка стал нефтяной кризис 1973 года: из-за дефицита бензина тяжелые и мощные американские автомобили были вытеснены с рынка японскими моделями, которые потребляли намного меньше топлива. Кроме того, "японцы" имели ценовое преимущество за счет искусственного занижения курса иены. Дисконт на 1 автомобиль составлял около 4 тыс.долларов на сегодняшний курс.
Вскоре автопромышленники США также приступили к выпуску более легких машин, новые модели которых значительно уменьшились в размерах и мощности. При этом цены на наиболее популярные малолитражки выросли в 1974 примерно на 6,5%.
Второй нефтяной кризис 1979-1981, усугубившийся ирано-иракской войной, привел к резкому росту цен на топливо и к ощутимому усилению конкуренции на рынке США со стороны зарубежных производителей компактных и экономичных автомобилей. Стоимость автомобилей в 1981 поднялась более чем на 1,2 тыс. долларов по сравнению с предыдущим годом и составила примерно 22 тыс. долларов (цена указана на сегодняшний день - далее по тексту на с.д.).
В 1982 году экономика США углубилась в рецессию, а средняя цена автомобиля была около 9 тыс. долларов (28 тыс на с.д.).
В 1990-м США вступили в рецессию, которая была частично вызвана вторжением Ирака в Кувейт и новым нефтяным кризисом. В это время средняя стоимость автомобиля колебалась от 9,4 тыс. до 13,6 тыс. долларов (20-29 тыс на с.д). Самый дешевый на тот момент автомобиль в США - Yugo GV стоил 3,9 тыс. долларов (8,8 тыс на с.д). Для этого периода характерны низкий уровень продаж автомобилей и рост операционных убытков американских автопроизводителей.
В 90-е зафиксирован наиболее продолжительный рост экономики страны, который завершился обвалом фондового рынка и крахом пузыря доткомов. В это время популярность приобрели пикапы и внедорожники, а с конца десятилетия - гибридные легковые автомобили.
Экономика возобновила рост через 8 месяцев спада. В 2000-х в автопромышленности получили существенное развитие различные электронные системы повышения безопасности, экономичности и комфорта.
В 2007 началась Великая рецессия. Кризис субстандартной ипотеки и высокие цены на нефть в 2008 году резко снизили популярность ранее самых продаваемых пикапов и внедорожников. Для того, чтобы избавиться от излишних запасов, автопроизводителям пришлось пойти на серьезные уступки. Так из-за снижения остаточной стоимости GM и Chrysler перестали предоставлять многие из своих автомобилей в аренду. Средняя стоимость нового автомобиля в это время колебалась на отметке 12,5 тыс. долларов (17 тыс. на с.д). Следующие годы цены плавно росли.
В 2020 COVID-19 стал причиной снижения спроса на автомобили во всем мире, и как следствие, уменьшения их стоимости. В среднем цены упали на 20-30% по сравнению с докарантинным уровнем до 13,5 тысяч.
В 2021 на вторичном авторынке зафиксировано беспрецедентное подорожание автомобилей. Согласно информации Федерального бюро статистики США, впервые с 1953 года цены на легковые машины с пробегом поднялись сразу на 10%. За счет увеличения востребованности во время пандемии сервисов такси и подержанных автомобилей за год цены на “вторичке” выросли на 50%.
В настоящее время в США резко выросли цены на подержанные малогабаритные и экономичные модели авто. Больше всего по сравнению с прошлым годом подорожал Hyundai Sonata Hybrid (рост цены на 61,2%). На втором месте - малолитражный Chevrolet Spark, который подорожал почти на 55%. За ним - электрический Nissan Leaf, цена которого изменилась примерно на 54%.
За последний год значительно подорожали гибридные автомобили и электрокары. Рост цен по стране в среднем составил 46,9% и 43% соответственно.
Европа
Автомобильная промышленность Европы после начала энергетического кризиса в 1973 пережила период длительного упадка. Обстоятельства, присущие нефтяному кризису, также подтолкнули покупателей автомобилей к выбору более компактных и экономичных вариантов. Широкую популярность в те годы в Европе приобрели небольшие хэтчбеки, а примерно через 15 лет они стали преобладать на большинстве европейских рынков автомобилей малого и среднего размера.
К 1980 году в Германии новый автомобиль стоил в среднем 39 тыс. евро в сегодняшнем выражении. Следующие 10 лет цены стагнировали и к 1990 году автомобиль стоил порядка 30 тыс. евро (цена на с.д.).
Кризис автомобильной промышленности 2008–2010 затронул не только американских автомобилестроителей, но сказался и на авторынке Европы. Автомобильная промышленность была ослаблена из-за значительного роста цен на автомобильное топливо, за счет чего продажи автомобилей в Европе резко упали. Цены на новые автомобили снизились с 34 тыс. евро (на с.д.) до 29 тыс. евро (на с.д.).
С целью восстановления отрасли правительствами европейских стран рассматривалась возможность применения различных мер финансовой поддержки автомобильной промышленности:
Таблица: Меры господдержки автопромышленности в отдельных европейских странах
По прошествии 6 лет спада, в начале 2014, ежегодное количество регистраций выросло до 894,7 тыс. автомобилей, а благодаря снижению цен и экономическому оживлению, в течение следующего полугода в ЕС впервые с докризисного 2007-го выросли продажи новых легковых автомобилей. Средняя цена новой машины тогда находилась в районе 33 тыс. евро (на с.д.).
Среди крупнейших авторынков Европы по итогам года лидером стала Испания с ростом продаж более 18%. На втором месте Великобритания, где продажи автомобилей увеличились почти на 9,5%. В Италии и Германии зафиксирован рост на 4,2% и 2,9% соответственно. Во Франции при этом рост был минимальным и составил 0,3%.
Весной 2020 года автомобильная промышленность пережила тяжелейший кризис в истории. В отдельных странах продажи упали более, чем на 30%. Например, продажи автомобилей во Франции вернулись на уровень 1975 года, снизившись на четверть. В условиях кризиса в 3 раза увеличились продажи электромобилей и «гибридов» - они составили свыше 20% продаж.
Если в 2020 мировые продажи легковых машин упали почти на 16%, то уже в первом полугодии 2021 автомобили покупали охотнее. Цены на подержанные машины за год выросли на 50%.
Из-за опасений производителей на счет сбоев в производстве, связанных с проблемами в цепочках поставок и дефицитом микрочипов, в 2022 продажи автомобилей в ЕС снова упали. По причине международных политических споров и нехватки компонентов восстановление европейских продаж автомобилей в текущем году затягивается.
Подписывайся на наш телеграм-канал - и будь в курсе последних новостей