Найти тему
Зомбоящик

Латвия три раза в своей истории имела собственный мощный автопром. А будет ли четвертый раз?

Оглавление

А вы знаете, что Латвия когда-то была одним из лидеров европейского автомобилестроения? И это не шутки и не передергивание. Эта страна стояла вообще у самых истоков этой отрасли, и имелись там соответствующие мощности, и рынки сбыта имелись, по крайней мере, во всей Восточной Европе не было более могущественной автомобилестроительной страны, разве что в каких-то моментах ее опережала Чехословакия. Но не во всех, и не всегда.

Автопром Латвии начался в 1899-м году, когда эта страна еще была частью огромной Российской империи. И вот именно в Латвии и появился весь автопром всей этой империи.

Поначалу, правда, частная фирма «A.Leutner&Co» выпускала копии французских автомобилей, которые были дорогими и плохо продавались, но тут важен сам факт начала серийного производства.
Фото: wikiwand.com
Фото: wikiwand.com

После закрытия первого автомобильного «заводика» прошло всего несколько лет, и в 1909-м году в Риге на базе довольно мощного вагоностроительного завода началась разработка чисто собственного автомобиля.

Этим занялась компания «Руссо-Балт», за прототип взявшая бельгийский автомобиль, но в итоге все переделки базовой модели привели к появлению первого российского образца национального автомобилестроения.

Всего за 5 лет, до начала Первой Мировой войны, было спроектировано и построено несколько сотен автомобилей самых разных типов – от легковых, грузовых и спортивных до специальных, например, полугусеничных.

Во всей Восточной Европе такого мощного производства тогда не было, особенно учитывая, что на том же заводе выпускались еще и трамваи, и даже отечественные двигатели для самолетов.

После окончания войны и получения Латвией независимости автомобильная промышленность в этой стране исчезла. Однако перед новой войной, в 1937-м году, руководством страны было решено автопром возрождать.

Для базирования новой отечественной автомобилестроительной фирмы снова был выбран бывший вагоностроительный завод. Новая компания называлась «Вайрогс», и она начала выпускать автомобили по лицензии американского «Форда», но под собственной маркой.

Фото: drive2.ru
Фото: drive2.ru

Было произведено более полутора тысяч автомобилей разных типов – от легковых машин до грузовых и пожарных.

Был налажен также экспорт в другие страны. Но снова помешала война, на этот раз Вторая Мировая.

Третья попытка латвийского автопрома имела место быть в 1951-м году, в составе СССР, и на этот раз она была гораздо более успешной.

В Риге было создано автомобилестроительное объединение «РАФ» («Рижская автобусная фабрика») со своим собственным заводом.

На этом заводе началась разработка множества самых разных типов автомобилей, которые составили значительную часть автопарка СССР.

Мало того, огромное количество выпускаемых автомобилей шло и на экспорт, и не только в соцстраны, Азию, Африку или Латинскую Америку – даже западноевропейская Финляндия закупила одну из моделей для переделки ее в реанимационный автомобиль.

За последующие почти 40 лет Латвия выпускала автомобили многими сотнями тысяч, достаточно сказать, что одна из моделей - РАФ-2203 – была «размножена» всего за 10 лет в количестве 275 тысяч экземпляров!

РАФ-2203. Фото: drive2.ru
РАФ-2203. Фото: drive2.ru

Для этого потребовалось построить еще один автомобильный завод в Елабуге, и таким образом можно сказать, что эта страна стала одним из самых мощных европейских автомобилестроительных центров.

А что мы видим сегодня?

Сегодня вся автомобильная промышленность Латвии снова исчезла, как и после двух мировых войн. Ну а зачем Латвии свои автомобили? Сегодня проще закупать чужие в Европе и Америке, и не напрягаться.

Но тогда совсем непонятно – а на каком тогда основании Латвия когда-то была в самом прямом смысле «автомобилестроительной державой»? Видно, были какие-то основания. А почему таких оснований нет сегодня?

Да тут все очень просто. Латвия, наверное, начала дружить не с теми друзьями.

Когда она дружила с «врагами» - Россией и СССР, - то она могла гордиться своим автопромом на полных основаниях. А вот когда она подружилась с Европой и Америкой – ее автомобилестроительный потенциал перестал быть кому-то нужен.

Станет ли Латвия центром автомобилестроения в четвертый раз? Или это ей вообще не надо, а собственный развитый автопром – это уже позапрошлый век?

Авто
5,66 млн интересуются