22 июля отмечается Всемирный день мозга. Мозг и психические процессы – одна из самых загадочных областей для изучения. Мы поговорили с учёными о том, какие сегодня прослеживаются тренды в исследованиях психики и какие стереотипы о мозге их раздражают больше всего.
Наши эксперты:
Владимир Спиридонов, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией когнитивных исследований факультета психологии ИОН РАНХиГС.
Мария Фаликман, доктор психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор департамента психологии ФСН НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.
Ольга Сварник, старший научный сотрудник лаборатории системной психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН, кандидат психологических наук.
ЧИТАТЬ МЫСЛИ — МОЖНО
Ольга Сварник: Самое интересное, что произошло в науке о мозге за последние годы – обнаружение факта, что по активности нейронов можно не только сказать, что человек находится в сознании, но и понять содержание его сознания. На бытовом уровне это сейчас трудно представить, но в экспериментальной ситуации, во время регистрации активности мозга, специалисты могут читать содержание мыслей.
Как известно, нейроны мозга хранят наш с вами опыт. И если в момент эксперимента какая-то нейронная группа становится активна, а специалисты при этом знают, что эта нейронная группа отвечает за знания о змеях, например, то можно сделать вывод, что человек сейчас думает о змеях.
Также интересен предмет нашего с коллегами исследования – мы изучаем закономерности обучения. Наблюдаем, как меняется сложность активности нейронных групп в мозге при получении человеком нового опыта. Мы видим, что успешность обучения связана с возрастающей сложностью активности этих нейронных групп. Потенциально это может способствовать тому, что когда-нибудь люди смогут что-то менять в мозге и учиться быстрее.
ИНСАЙТ – ЭТО НЕ ПРОСТО МОДНОЕ СЛОВО
Владимир Спиридонов: Инсайт – удивительный процесс, когда в ходе решения какой-то задачи у человека происходит внезапное озарение. Когда после нескольких (часто весьма длительных и мучительных) попыток ему вдруг приходит идея. Инсайт может быть верным – и тогда он является решением, или неверным – и в этом случае он будет ошибкой.
Мы изучаем условия возникновения инсайта и различные психологические процессы, с ним связанные. Например, одна из наших работ была направлена на сопоставление успешности решения определенных задач (с помощью специальных приемов мы могли делать их более трудными или более легкими для решения) с переживанием инсайта.
По определенной процедуре мы выясняли, насколько полученное решение было неожиданным, вызвало удивление, желание дальше решать похожие задачи и т.д.– с критериями инсайтного решения. Предполагалось, что, чем труднее задача, тем более выражен инсайт в случае успеха. Однако несколько парадоксально оказалось, что между успешностью решения и инсайтом существует явный разрыв – связи между ними мы не обнаружили. Статья об этом вышла в Journal of Cognitive Psychology.
НЕ ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ И НЕТ ОСОБЕННЫХ ЗОН МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА ЧТО-ТО ОДНО
Есть множество суждений о мозге, сознании и мышлении, которые очень распространены «в народе», но у профессионалов вызывают недоумение. Мы попросили учёных вспомнить такие примеры и опровергнуть их.
Владимир Спиридонов: «Все дети талантливы». Досадно, но это не так. Мышление требует, чтобы человек учился решать самые разные задачи, но если нет способностей, то одной выучки будет мало.
«Логическое мышление – высшая и наиболее сильная форма мышления». Это совсем неверно: существует множество разноплановых видов мышления. Выделяют: творческое и репродуктивное, теоретическое и практическое, эмоциональное и многие другие его виды. Они предназначены для решения различных задач. Скажем, с помощью творческого мышления придумываются новые идеи, практическое мышление помогает нам реализовывать наши планы в реальном мире.
Также и логическое мышление предназначено для решения вполне определенных задач: например, для построения непротиворечивого рассуждения или содержательной аргументации своей позиции. А, например, провести с его помощью сложный, конфликтный разговор с близкими людьми будет чрезвычайно трудно.
Мария Фаликман: «Определённые зоны мозга "отвечают” за те или иные психические процессы или даже за сознание». Очевидно, что какую бы задачу мы ни взяли (скажем, припоминание событий вчерашнего дня, попытку прислушаться к шуму за окном или, наоборот, отвлечься от него), решение этой задачи обеспечивается сложной функциональной системой, в которую включено множество зон мозга.
Даже когда мы просто разглядываем лежащее на тарелке яблоко, нет такой зоны, которая «отвечает» за его образ в нашей в голове. Задействованы и множество областей зрительной коры мозга, отвечающей за анализ информации о цвете и форме, и области двигательной коры, обеспечивающей направление движения к объекту (если, например, нам захочется взять яблоко), и глазодвигательные области, регулирующие его разглядывание, а также речевые зоны, связанные с возможностью назвать этот округлый зелёный предмет, и области мозга, связанные с извлечением ассоциаций из нашего прошлого опыта (вкус яблока, его запах).
За любым внутренним переживанием или воспоминанием стоят сложнейшие нейронные сети, и попытка свести наш субъективный опыт к одной определённой зоне мозга не имеет смысла.
Ольга Сварник: «Это не я сделал, это мой мозг так распорядился». Даже если нейронные группы мозга функционируют в какой-то момент в режиме, не выходящем на уровень сознания, они всё равно продолжают оставаться нейронными группами нашего индивидуального опыта. То есть наши мысли – это мы.
#мозг #мозгчеловека #наука #политехнический музей