Курс рубля, хоть и остаётся нестабильным, меняясь от минимальных уровней до возобновления роста, заметно укрепился по сравнению с шоковым падением в марте 2022 года. Однако на автомобильном рынке снижением цен даже не пахнет. Есть пара производителей, которые в мае чуть ослабили ценники, но очень незначительно.
Почему так происходит в то время, как рубль существенно крепчает? Когда автомобили начнут дешеветь и начнут ли вообще?
Судя по заявлениям автомобильных экспертов, очень маловероятно, что «всё будет как прежде» и цены вернутся на прежний уровень.
На рынке нет ни одной модели, ситуация по которой была бы стабильной
Рост стоимости новых авто зависит от многих факторов – дефицита полупроводников и, соответственно, самих машин, трудностей с логистикой, приостановкой поставок и экономическими санкциями. Среди этих критериев курс рубля не является определяющим.
Подавляющее большинство новых моделей в жёстком дефиците из-за паузы в поставках и работе предприятий. Это касается машин всех ценовых категорий.
Никто из экспертов не берётся давать даже приблизительные прогнозы, когда ситуация начнёт улучшаться – когда производители возобновят отгрузку автомобилей, а логистические цепочки будут успешно налажены.
Дилеры рассчитываются с производителями не по «российскому курсу»
У автодилеров и производителей нет возможности рассчитываться по выгодному курсу, который транслируется на территории России.
Курс национальной валюты является довольно эфемерным, то есть купить доллары по такой цене практически невозможно. Как и перевести платежи за границу и, следовательно, оплатить машины из Японии и европейских стран.
Производители не планируют снижать цены – многие из них лишились значительной доли продаж, отменив/остановив поставки или снизив объемы производства в России. Что касается китайских брендов, они также увеличили ценники с учётом политических и экономических рисков.
Логистические цепочки находятся в кризисе
Большинство локальных производств пребывают в вынужденном простое, что свидетельствует о кризисе в организации логистики.
Как ввозить автомобили в Россию, несмотря на полный логистический хаос? Многие хотели бы ответить на этот вопрос, но он пока остаётся открытым.
Курс рубля важный, но не единственный фактор при ценообразовании
Ввозить в РФ новые машины, детали и комплектующие для них сейчас очень сложно, в некоторых случаях вовсе невозможно. Это, безусловно, ведёт к росту цен, и крепкий курс не сильно улучшает ситуацию.
При формировании цен производители учитывают не только прямые, но и косвенные издержки. И даже если найдётся альтернатива запчастям и маршрутам поставки, производители, вероятнее всего, захотят обеспечить себе подушку безопасности, увеличив цены на свою продукцию для конечного потребителя.
Рубль набирает силу за счёт сокращения импорта, в то время как объёмы экспорта не сильно изменились. На российском рынке отсутствуют игроки, которые бы активно использовали валюту. При этом компании-экспортеры из России обязуются продавать валютную выручку и приобретать рубли. Если валютный контроль со стороны Центробанка будет ослабевать, курс рубля может поползти вниз весьма стремительно.
Наконец, если в конце февраля – начале марта рубль подешевел до рекордных значений, а сейчас устойчиво дорожает, никто сразу же не станет пересчитывать цены. Слишком сложно предсказать дальнейшее развитие событий на мировой экономической арене.