В России принят закон об отрицательных процентных ставках по валютным вкладам. Как этот закон отразится на легендарной кубышке Сургутнефтегаза?
Легенда о кубышке Сургутнефтегаза
Компания Сургутнефтегаз добывает нефть. Часть нефти экспортирует, часть перерабатывает в бензин. Бензин продаёт на своих заправках. Бизнес приносит прибыль. Прибыль компания распределяет среди акционеров в виде дивидендов. Но распределяет не всю прибыль. А часть оставляет на будущее. Никто не знает зачем. Возможно, на чёрный день. Возможно, для какого-то крупного слияния, или поглощения. Например, купить Лукойл. Не важно. За много лет накопительской политики компания скопила валюты на 3,45 триллионов рублей.
Все деньги лежат на банковских депозитах под проценты.
Проценты от вкладов каждый год приносят значительную прибыль в кассу компании. Компания зарабатывает нефтедобычей, нефтепереработкой и банковскими вкладами. Похоже, что с доходом от вкладов возникнет проблема.
Закон об отрицательных ставках по вкладам
Владимир Путин подписал закон, по которому банки имеют право вводить для юридических лиц отрицательные процентные ставки по валютным вкладам (РИА).
Т.е. банки могут брать с клиентов плату за хранение валюты. Вместо того, чтобы платить проценты по вкладу, банк вернёт клиенту меньше денег, чем принял на вклад. Но это не обязательно. Банки получили право на создание таких вкладов. . Каждый банк пересмотрит ставки по вкладам на своё усмотрение. Либо введёт отрицательные ставки, либо уменьшит положительные. Либо оставит всё без изменений. Вкладчики могут отказаться от вкладов с отрицательной ставкой.
Но в целом по рынку снизятся ставки по валютным вкладам для юридических лиц.
Как новая система валютных вкладов отразится на прибыли Сургутнефтегаза
С рублёвыми вкладами ничего не произойдёт. А когда Сургутнефтегаз захочет пролонгировать валютные депозиты, то банки предложат более низкие процентные ставки. Конечно, с такими деньжЫщами Сургутнефтегаз имеет право на индивидуальное обслуживание и право договариваться с банком о размере ставки. Есть высокая вероятность, что такого "жирного" клиента банкиры будут "облизывать" и предложат высокую ставку, лишь бы он не ушёл. Но есть точно такая же вероятность, что Сургутнефтегаз всё равно получит снижение ставок. Хоть на пол-процентика, хоть на четверть процентика. Но снижение. И его доходы от кубышки уменьшатся.
Сургутнефтегаз может с лёгкостью решить проблему
Сургутнефтегаз имеет несколько вариантов решить проблему.
Во-первых, можно продать валюту и распределять по банкам рублёвую ликвидность.
Во-вторых, можно набрать облигаций и получать по ним положительную доходность. Пусть невысокую, но это лучше, чем иметь отрицательную доходность по вкладам.
В-третьих, Сургутнефтегаз наконец-то может потратить валютные накопления на что-то полезное. Купить какие-либо выгодные активы.
Если напрячь фантазию, то можно придумать ещё пару-тройку вариантов.
Но в целом, новый закон не отразится на прибыли Сургутнефтегаза. А если отразится, то снижение будет столь незначительным, что компания сможет и в дальнейшем платить дивиденды по привилегированным акциям с дивидендной доходностью выше 10%
Чего ждать акционерам Сургутенфтегаза
Основной бизнес Сургутнефтегаза - добыча и переработка нефти. С этим бизнесом ничего не произошло.
Он продолжит приносить прибыль. Исходя из динамики цен на нефть, прибыль будет возрастать.
Мы не можем предсказать насколько снизится прибыль от валютных накоплений и насколько вырастет прибыль от основной деятельности. Похоже, что в будущем валовая прибыль будет только расти. Сургутнефтегаз продолжит платить высокие дивиденды и наращивать свою кубышку.
А то, что сегодня привилегированные акции компании хорошенько рухнули, так это был дивидендный гэп и он не имеет отношение к закону об отрицательных процентных ставках.