Найти в Дзене
Загадки истории

Как в СССР создавали и использовали секретную трассу для Ленд-лиза Аляска – Сибирь

Оглавление

Может, кому-то и не хочется признавать, но Советский Союз победил Германию не без помощи США. Да, американцы поздно включились в войну в Европе. Союзники, очевидно, выжидали, когда СССР выгонит немца со своей территории и перейдет в наступление, двигаясь к Берлину.

Но нужно вспомнить и Ленд-лиз, без которого бойцам Красной Армии сражаться было бы очень сложно. Ведь уже в первые дни войны СССР потерял 1200 самолетов. А с винтовкой системы Мосина против танков и самолетов воевать было, мягко говоря, бесперспективно.

Американцы – нация предприимчивых людей. А война, хоть это и звучит довольно цинично, - лучшее время, чтобы заработать. Поэтому Америка в 40-х годах прошлого века поставляла СССР большой ассортимент товаров, в том числе и военных. По Ленд-лизу.

Не только поэтому, конечно. Безусловно, в Штатах, понимали, что нужно остановить военного преступника Гитлера и желательно чужими руками – руками, например, советских пехотинцев, летчиков, танкистов, моряков.

В СССР поставки всего необходимого шли исправно. Даже пуговицы для обмундирования привозили.

Товары поставлялись с двух направлений:

1. С севера через Атлантику, Мурманск. Однако этот путь со временем стал очень опасным. Гитлер расположил военные базы в Норвегии. Корабли, которые шли в СССР, подвергались частым атакам. Моряки шли на дно, пропадали товары.

2. Через Индию и Иран. Путь был менее опасным. Однако доставка необходимых Советскому Союзу товаров занимала много времени. Кроме того, в Азии активизировалась Япония, которая мешала Ленд-лизу.

И тогда Соединенные Штаты и СССР решили создать еще одну секретную трассу: Аляска – Сибирь. Справедливо посчитали, что она будет безопасной, потому как российский Дальний Восток и американская Аляска граничили друг с другом. И граничат до сих пор.

Идею нужно было воплотить в жизнь.

Действия СССР

Советскому Союзу необходимо было построить чуть больше, чем полтора десятка аэродромов по направлению: Чукотка – Колыма – Якутия – Красноярск.

Руководил проектом с нашей стороны Герой Советского Союза летчик Василий Молоков.

Обращаю внимание, что трассу планировалось сделать воздушной. Ошибка - считать, что грузы хотели транспортировать по земле. Дорог на указанном направлении не было. Когда советские специалисты отправились разведывать обстановку на линии, которую я указала выше, то им пришлось от Красноярска передвигаться в основном на собачьих упряжках.

В Иркутске и Красноярске уже были аэродромы, которые следовало доработать, перестроить, сделать подходящими для новых задач. Кроме того, быстро возвели аэродромы в следующих населенных пунктах:

· Киренск Иркутской области;

· Сеймчан Магаданской области;

· Уэлькаль – на Чукотке;

· Оймякон – в Якутии;

· Марково – Чукотка, и др.

Всего было построено 17 аэродромов, часть из которых была резервной.

Действия Штатов

Американцы тоже не сидели сложа руки. Они занимались на своей территории тем же самым, что и советские союзники.

Американская часть трассы начиналась в штате Монтана и заканчивалась в Номе на Аляске. Советские летчики получали самолеты и другие полезные грузы в городе Фэрбанкс – это тоже на Аляске.

Американцы построили у себя 14 аэродромов.

В итоге за 9 месяцев союзники построили новую магистраль для Ленд-лиза, которая имела протяженность 6500 километров. На территории СССР – 5000 километров.

-2

Алсиб в действии

16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа американских самолетов, управляемых нашими летчиками. Лидером группы был командир 1-й перегоночной авиадивизии Илья Мазурук.

Советские летчики удивлялись тому, насколько хороши у союзников самолеты:

· много электроники;

· комфорт;

· спальники из лебяжьего пуха;

· запас консервов на случай ЧП.

Любопытная деталь: в комплект входили чехлы из белого шелка, который в СССР женщины, близко общавшиеся с летчиками, распарывали и пускали на платья. А зачем военному самолету чехол?!

Американцы в целом с теплом передавали боевые машины. Часто в самолетах советские летчики находили сигареты, штатовские, довольно откровенные журналы.

Но самым главным было то, что СССР получал технику в необходимом количестве. За время существование трассы Алсиб по ней прошел 7831 самолет. Доставляли и другие товары. А в 1944 году по трассе в СССР прибыл вице-президент США Генри Уоллес.