4,7K подписчиков

Особенности замены маслосъемных колпачков на двигателе 21083 (2108, 21081)

1,8K прочитали
Рассухариватель клапанов крайне необходим при замене маслосъемных колпачков двигателя автомобиля
Рассухариватель клапанов крайне необходим при замене маслосъемных колпачков двигателя автомобиля

Изношенные маслосъёмные колпачки на двигателях 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций выдают себя сизым выхлопом в глушитель при перегазовках и сразу после пуска двигателя. Так же возможен угар моторного масла, почернение и замасливание резьбы свечей зажигания. В любом случае их нужно менять пока ситуация не усугубилась.

При замене маслосъемных колпачков на двигателе 21083 нужно знать несколько особенностей проведения этой работы. Иначе можно не только не устранить неисправность, но и усугубить ее.

На двигателях 2108, 21081, 21083 маслосьемные колпачки установлены на направляющих втулках клапанов в глубоких колодцах головки блока. Доступ к ним затруднителен. Но, их замену можно провести не снимая головку блока с двигателя.

К проведению замены нужно хорошо подготовится. Отдельное внимание стоит уделить подбору инструментов, так они помогут выполнить работу быстро и качественно. Вот их список.

Необходимые инструменты и приспособления

- Рассухариватель клапанов (См. фото в начале статьи и статью по его применению на сайте)

- Магнит или пинцет

- Пруток из мягкого металла, диаметром до 8 мм

- Приспособление для снятия маслосъемных колпачков

- Оправка для одевания колпачков

- Оправка для напрессовывания клапанов (или трубка, высокая головка, подходящего диаметра)

- Молоток

- Комплект новых маслосъемных колпачков

Подготовительные работы

- Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя

- Снимаем крышку ГРМ, ремень ГРМ и шкив распредвала

- Снимаем клапанную крышку двигателя

- Снимаем корпус подшипников и распредвал

- Выворачиваем свечи зажигания (можно сразу все, можно по очереди для каждого цилиндра)

Особенности замены маслосъемных колпачков на двигателях 2108, 21081, 21083

1. Устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндра в верхнюю мертвую точку.

Для этого вращаем коленчатый вал отверткой за шлицы маховика в лючке на картере сцепления пока длинная метка на маховике не станет посередине треугольного выреза в шкале углов опережения зажигания. Это и будет ВМТ поршней.

Метка на маховике должна стать напротив треугольного выреза на шкале градусов
Метка на маховике должна стать напротив треугольного выреза на шкале градусов

2. Через свечное отверстие первого цилиндра подставляем пруток под первый клапан.

Он должен своим концом встать в распор между тарелкой первого клапана и днищем поршня. Пруток не убираем на протяжении всей процедуры замены колпачка, чтобы клапан не провалился в камеру сгорания.

Вставляем пруток в свечное отверстие под тарелку клапана
Вставляем пруток в свечное отверстие под тарелку клапана

3. Вынимаем регулировочную шайбу и толкатель из гнезда в головке блока.

Удобно для этого использовать магнит, но можно и просто руками.

Извлекаем толкатель клапана и регулировочную шайбу
Извлекаем толкатель клапана и регулировочную шайбу

4. Рассухариваем первый клапан.

Устанавливаем рассухариватель упором на чашку клапана, а зацепом цепляем за шпильку корпуса распредвала (на нее нужно навернуть гайку). Давим на ручку рассухаривателя (можно резким движением), сжимая вниз пружины клапана.

Рассухариваем клапан
Рассухариваем клапан

Удерживая пружины нажатыми извлекаем освободившиеся сухари пинцетом или магнитом. Плавно отпускаем рассухариватель и вынимаем чашку и две пружины клапана.

5. Снимаем маслосъемный колпачок с направляющей втулки.

Используем приспособление-щипцы или плоскогубцы если нет приспособления. При необходимости извлекаем со дна колодца опорную шайбу пружин.

6. Устанавливаем обратно опорную шайбу пружин.

- Смазываем моторным маслом стержень клапана и кромку маслосъемного колпачка.

7. Устанавливаем новый колпачок на втулку.

Предварительно надеваем на стержень клапана приспособление закрывающее проточки (чтобы при надевании не повредить кромку маслосъемного колпачка). Если приспособления нет, снимаем пружинку с колпачка, а после установки одеваем ее обратно. Рукой надеваем колпачок на стержень клапана и сдвигаем его вниз до упора. Специальной оправкой (или трубкой, или торцевым ключом на 11, или головкой на 12) напрессовываем колпачок на направляющую втулку, нанося по ней аккуратные постукивания молотком. Запрессовываем до упора.

8. Повторяем данную процедуру замены для каждого клапана.

Чтобы провести замену маслосъемных колпачков на втором и третьем цилиндре необходимо повернуть коленчатый вал на 180 градусов. Так как видимых меток для определения такого поворота нет, определяем ВМТ тем самым прутком, вставив его в свечное отверстие и на ощупь проверив приход поршня.

При снятии не путаем пружины, тарелки, регулировочные шайбы, толкатели для разных клапанов.

После проведения работ собираем клапанный механизм в обратной последовательности.

Примечания и дополнения

- Довольно часто необходимость замены маслосъемных колпачков возникает после 30-40 тыс км пробега, но иногда их хватает на 100 и более тыс км.

Что можно еще почитать по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Как понять, что пришла пора заменить помпу на двигателе?

- Как понять, что пришла пора заменить термостат системы охлаждения двигателя?

- Как понять, что натяжной ролик привода ГРМ двигателя вышел из строя?

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!