Многочисленные войны, постоянно сопровождавшие человечество, имели одну общую черту: они всегда несли потери – экологические, экономические и социальные. Самое страшное – в них гибли люди, военные и гражданские. Для восполнения людских потерь требовались многие годы. СССР после войны 1941-1945 годов для этого понадобилось целое десятилетие.
В 1937 году 6 января проводились мероприятия по второй Всесоюзной переписи граждан в Советском Союзе. По ее предварительным результатам население страны составило 162 млн. человек. Условия, в которых проводилась эта акция, были сложными. Например, первый раз в мире она была однодневной. В результате до 700 тыс. человек были не учтены, и эту перепись объявили «вредительской», ее итоги засекретили, а проводивших ее статистиков репрессировали.
После чисток в статистическом ведомстве очередное такое мероприятие было проведено в 1939 году 17 января, которое оказалось последним перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. По ее результатам население нашей страны составило более 167 млн. граждан. Затем эти данные подверглись уточнению и достигли более 170 млн.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на наше родину. К этому времени в Советском Союзе уже проживало до 197 миллионов. Такому приросту способствовало присоединение с 1939 по 1940 годы территорий, включая Западную Белоруссию и Украину, Бессарабию и Балтийские государства.
Но Великая Отечественная война унесла жизни миллионов людей. Однако среди историков и других ученых нет согласия по количеству погибших в годы этой войны. Многие из них склоняются к тому, что за пять лет кровопролития погибло около 27 млн. советских граждан. В результате в Советском Союзе численность населения упала с почти 197 миллионов до 170 млн. граждан.
Восстановлению былой численности населения могло помочь только повышение рождаемости по сравнению с довоенными годами. Но с демографией в стране не все было в порядке, хотя, если сравнивать с военным лихолетьем, уровень рождаемости возрос. По мнению ученых к 1946 году везде стало рождаться больше детей. Например, в городских поселениях за 12 месяцев первого послевоенного года в сравнении с 1945 годом количество новорожденных возросло на 59,1%. Но прежняя численность все еще оставалась недостижимым пределом.
Такое нежелательное демографическое обстоятельство было вызвано не только гибелью многих граждан страны в войне, но и заметным уменьшением мужского населения по сравнению с женским. Ведь большинство солдат и офицеров были мужчинами, а не женщинами.
В первый мирный год, по данным специалистов, женщины составляли почти 56% от общей численности населения. Причем мужья многих из них погибли, а второй раз они семьи не создавали. По данным ученого А. Волкова повторные браки с участием вдов случались на порядок реже. Также с июня 1945 года началось массовое восстановление разрушенного народного хозяйства и женщины в этом принимали участие наравне с мужчинами.
Вот из-за вышеперечисленных обстоятельств не произошел заметный прирост населения сразу после окончания войны. Как утверждали ученые-демографы, 1946 год характеризовался только 17,2 новорожденными на 1 тысячу населения СССР. Перед страной стола непростая задача по достижению прежней численности с учетом таких обстоятельств. Не помогло даже то, что уровень смертности сократился в 2 раза, если сравнивать со временем, ограничивающимся 1941 годом. Этот показатель, составлявший в последний год перед войной 18 на 1000 людей, за 10 лет упал до 9,7 смерти. Несколько упал и показатель детской смертности (80,7 против 181,5) за этот десятилетний период.
Затем низкая рождаемость, характерная для военных и послевоенных лет, стала устойчиво повышаться. В течении пяти лет, начиная с 1950 года, средняя годовая рождаемость достигла 26-ти на одну тысячу населения СССР. Как посчитали ученые, для восстановления довоенной численности населения потребовалось целое десятилетие.
Но об этом приходиться говорить только приблизительно, поскольку в послевоенные годы долго не проводилась перепись в стране. В то же время до 1965 года численность прироста граждан в СССР была довольно заметной.