На фото - пример западной пропаганды:
Какое создает впечатление эта фотография? Не будем пока на ней останавливаться, ее историю и смысл мы разберем в дальнейшем.
«Предупрежден - вооружен!» Давайте разберем, как работает пропаганда, чтобы нам проще было принимать решение - следовать пропаганде или она во вред.
Знаете, какое главное отличие рекламы от пропаганды? Реклама воздействует только на эмоции. В идеале, ее цель стимулировать вас совершить импульсную покупку.
Пропаганда, в отличие от рекламы, воздействует не только на эмоции, но и на разум. Формирует определенные логические связи в голове. И продукт пропаганды – гораздо более устойчивая конструкция.
Мой канал – без политики, и я верен этому принципу. Но цель этой статьи – разобрать вполне конкретные категории, которые изучает социология и психология.
Очевидно, что пропагандой занимаются все крупные страны. Давайте разберем недавний пример работы западной пропагандистской машины.
У английского таблоида Daily Star на днях вышел «эксклюзивный» сюжет о «67-летнем генерале Павле», которого наш президент якобы «вытащил из отставки» и отправил участвовать в спецоперации.
Подпись гласила: «Россия посылает на Украину новый тяжелый танк».
Daily Star процитировала анонимный «высокопоставленный источник в разведке». На следующий день эту новость подхватил New York Post и все остальные крупные таблоиды. А затем она была опубликована и в более серьезных изданиях. Западные блогеры активно делали фотожабы.
И никого не смутило, что «генерал Павел» назван без фамилии. А главное, простой поиск гугла по картинке выдает, что это никакой не генерал.
Что фото сделано в Еланском районе под Волгоградом. А изображенный на фото человек – бывший пограничник Иван Турчин. На фото он участвует в праздновании Дня пограничника в местном парке. «Павлу» 58 лет, он ушел на пенсию в 2011 году, после 20 лет службы на границе в Узбекистане.
По ссылке - профиль Ивана Турчина в Одноклассниках. Человек счастливо живет с семьей и даже не подозревает, что стал героем мирового масштаба. Он отслужил своё, отдал долг родине. Всем бы нам такую счастливую жизнь на пенсии в кругу семьи!
Но разве зарубежные медиа принесут извинения, за то, что дезинформировали аудиторию и представили фейк мирового масштаба?
Цель пропаганды достигнута. Оппоненты представлены, как глупые нелепые люди, у которых якобы некомпетентные кадры.
Что касается законов пропаганды – со времен Геббельса ничего не изменилось, увы.
Попробуйте, сплотите граждан страны против целого народа! Чтобы они вдруг сочли их недолюдьми и принялись направо и налево уничтожать своих бывших соседей и друзей.
Для этого нужна серьезная работа и системный подход. По каким законам это работает - в следующей главе.
Два типа пропаганды
А теперь разберем два классических направления пропаганды. В них можно легко проследить отличия российской пропаганды от западной.
Позитивная пропаганда доносит до слушателя различные убеждения в простой и доходчивой форме.
Позитивная пропаганда необязательно носит политический характер.
Подобной пропагандой, например, занимаюсь я на своем канале. Популяризирую науку, рассказываю об интересных достижениях ученых. Как наука улучшает нашу жизнь. И как расширяется наш кругозор, а вместе с ним обогащается мировоззрение.
Мы с вами, дорогие читатели, после этого все больше и больше мыслим в одном информационном поле, объединяемся общими принципами. И начинаем все больше ценить научный подход и знания, добытые человечеством за всю историю.
Такая пропаганда относится к конструктивной. Здесь главное, чтобы убеждения транслировали позитивные. Ее цель – сплотить людей, объединить общими ценностями.
Советская пропаганда, особенно в мирное время – типичный пример позитивной пропаганды. Общие ценности: труд, коллектив, научно-технический прогресс, спорт и семья!
В этой главе, как видите, много изображений. Не скрою, это личный вкус автора - мне и правда нравятся советские плакаты, которые объединяли людей и стимулировали на конструктив.
Лично на мой взгляд, эта советская пропаганда была большой ценностью. Люди ей доверяли и старались воплощать в жизнь. Простые советские люди, в массе своей, были неплохо подкованы в научной картине мира и любили спорт.
Подобный вид пропаганды доминирует и во всем российском медиа пространстве.
Негативная же пропаганда внедряет в людей убеждения по принципу «цель оправдывает средства».
Задача – стимулировать вражду, спровоцировать социальный конфликт. Цель – пробудить низменные инстинкты, негатив по отношению к определенной группе людей.
Негативная пропаганда относится к деструктивной форме. Потому что она разобщает людей, стравливая их друг с другом. Классическая схема – «Разделяй и властвуй!»
Создается как бы параллельная реальность в глазах людей, которые попадают под действие пропаганды. В ней очерняемая сторона – злые, страшные и нелепые «демоны».
В целом, англо-саксонская пропаганда традиционно шла по этому принципу. Враждебные им народы нужно представить в максимально невыгодном свете. Что, якобы, у этих людей нет ничего человеческого. Они к тому же нелепы и глупы.
В этом контексте становится понятным, почему в Великобритании Кардиффский филармонический оркестр отменил в своем репертуаре прекрасную Увертюру «1812 год» Петра Ильича Чайковского. Хотя мы спасли этих самых британцев от Наполеона, который их точно бы дожал.
Но у «орков» не может быть ничего красивого, вот вам и следствие.
Конечно, все пропагандистские машины используют одновременно и позитивную и негативную пропаганду. Но одно из направлений всегда является доминирующим.
«Русский медведь»
«Русский медведь» - символ англосаксонской информационной войны против России. Хотя, лично на мой взгляд, не совсем удачный.
Согласно старой английской традиции, чтобы победить в информационной войне – вы должны дегуманизировать противника. Поэтому англичане часто и представляли враждебные им народы в виде орков, гоблинов или диких животных.
В России же к этому совсем другое отношение. У нас мишки наделяются, скорее, позитивными свойствами.
Добрый, сильный и властный. «Хозяева тайги», милые мишки на картине Шишкина и т д. Да и в мировой культуре последние 100 лет отношение к этому зверю поменялись – мишка теперь, как правило, позитивный герой книжек, мультфильмов и кино.
Напоследок, та самая увертюра Чайковского, которая была запрещена. Одно из моих любимых произведений этого композитора. Если вдруг не слышали - прослушайте до конца, не пожалеете. Чайковскому удалось вместить все тяготы, надежды и героизм наших солдат во время Отечественной войны 1812 года всего в 15 минут.