Асимметричные фасады, закругленные формы, витражи, панно и барельефы — такими были здания в стиле модерн. Частные дома, вокзалы, театры и гостиницы — модерн проник во все сферы жизни. Посмотрим на три ярких примера, которые можно увидеть в Москве.
Особняк Рябушинского
Особняк Рябушинского — одна из жемчужин московского модерна. Его в 1900–1903 годах построил архитектор Федор Шехтель по заказу фабриканта Степана Рябушинского. Он был большим ценителем искусства, дружил с Шехтелем, потому и поручил ему строительство.
У каждого фасада этого здания — свой уникальный облик. Пространство особняка разворачивается изнутри наружу: внешние стены здания ассиметричны из-за планировки интерьеров. Они спроектированы очень рационально: архитектор использует внутреннее пространство экономично, а расширяет его с помощью витражей. Смысловой центр здания — парадная 12-метровая лестница-волна. Вокруг нее группируется композиция остальных помещений.
Фриз особняка облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. На фризе — ирисы, оконные рамы выполнены в виде ветвей деревьев, а у ограды — спиральный орнамент. В этом проявляется стремление модерна привнести природные мотивы в архитектуру. Ведь рубеж 19-го и 20-го веков проходил под знаменем стремительный урбанизации, и природа отступала из городов.
Шехтель проповедовал архитектурный символизм, что также отразилось на облике особняка. Здесь он создал мир образов, объединенных тематикой водной стихии. Лестница-волна символизирует вечное течение жизни, а лилии и саламандры на капители колонны — это борьба добра и зла.
Рябушинский недолго был владельцем особняка. После революции его национализировали, потом тут располагались Госиздат и Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. А в 1931 году в дом поселили писателя Максима Горького. Сейчас здесь находится его музей.
Московский художественный театр
Меценат Сергей Морозов любил театральное искусство и щедро поддерживал Московский художественный театр. В 1902 году он аренду здание частного театра в Камергерском переулке и пригласил архитектора Федора Шехтеля для перестройки. Тот согласился помочь бесплатно и взял на себя также разработку всех мелочей интерьера вплоть до светильников и шрифтов.
Шехтель перестроил фасад, выполнил интерьеры в приглушенных серо-зеленых тонах, увеличил вместимость театра до 1300 человек. Он также придумал и знаменитый занавес театра со сложным орнаментом и чайкой — данью памяти Антону Чехову, который сыграл в жизни театра большую роль не только как автор пьес, но и как постоянный собеседник его основателей, критик и советчик.
К моменту создания театра Шехтель уже построил несколько зданий, среди которых особняки Морозовой и Рябушинского, павильоны для Нижегородской ярмарки. Работал он и с театрами: построил легкий павильон в саду Эрмитаж, делал временные павильоны для праздников и процессий, здания театра Антей, создал множество декораций для спектаклей.
Вместо роскоши — привычной для театральной публики, но не подходящей для гражданской программы Станиславского — Шехтель создает тонкий, изысканный стиль, выраженный плавными линиями, изгибами, которые повторяются в декорации стен, в дизайне люстры, в узоре занавеса. Вестибюль, фойе, галереи и буфеты оформлены скромно, это тихая увертюра к тому, что ждет посетителей в зале. Они пришли не красоваться друг перед другом, а присутствовать при священнодействии театрального события.
Важным акцентом стала скульптура Анны Голубкиной «Пловец» (или «Волна»), напоминающая уже не только о «Чайке» Чехова, но и «Буревестнике» Горького (написан в 1901 году), который тоже был одним из постоянных авторов театра.
Гостиница «Метрополь»
«Метрополь» находится в самом центре столицы и, наряду с Большим театром, является безусловным украшением Театральной площади. Это неудивительно, ведь над гостиницей работали лучшие архитекторы и художники своего времени.
Идея создать в Москве роскошную гостиницу с мировым именем, а также культурный центр принадлежала промышленнику и меценату Савве Мамонтову. На конкурсе проектов победил Лев Кекушев, но Мамонтов решил утвердить проект молодого архитектора Уильяма Уолкота. Но за пять лет строительства изначальный план неоднократно менялся, а курировал возведение гостиницы все равно Кекушев. Также над оформлением здания работали художники Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Чехонин.
В архитектурном облике «Метрополя» доминируют строгие линии. Цокольный этаж облицован красным гранитом и выполнен в форме аркады. Он контрастирует с гладкими верхними этажами, что придает зданию воздушность. Крыша гостиница перекрыта стеклянным куполом, а плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами.
На двух главных фасадах «Метрополя» расположены барельефы Николая Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа поместили мозаичную цитату из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно, самое большое — «Принцесса Греза» Врубеля. Пять больших панно Головина расположены по углам здания.
«Метрополь» открыли в 1905 году, и гостиница привлекала многих состоятельных постояльцев. Первый этаж отдали под торговые помещения, а номера располагались со второго по четвертый этаж. После революции здесь обосновалась новая власть, и здание получило название «Второй Дом Советов». С 1920-х часть здания снова начинает работать как гостиница. «Метрополь» работает до сих пор, это одна из самых престижных гостиниц столицы.
Обсудить модерн, а также другие значимые для столицы стили можно будет на нашем новом «Курсе москвича». Поговорим о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, об особняках, высотках, хрущевках.
#москва #модерн #мхт #шехтель #метрополь