Найти тему

За что похвалить сотрудника, когда его не за что хвалить

Оглавление
Очень часто на тренингах, в длительных проектах, в консультировании руководителей возникает вопрос/комментарий типа:
- А за что мне хвалить сотрудника? Пытаюсь придумать, и не могу. "Высасывать из пальца" не хочется, это будет звучать фальшиво, а как таковых звёздных достижений он не даёт.

И да, действительно, есть работы, более близкие к проектным - когда каждая задача новая, нестандартная, с вызовом, возможностью применить широкий спектр компетенций и т.п. И там сразу видно, что человек сделал, чего достиг, какой результат дал.

А есть работы процессные, малозаметные, в которых непонятно, за что похвалить. Ну типа - сидит себе оператор, обрабатывает накладные. Листок за листком, день за днём. Пока он(а) ошибки на начал(а) делать - работу-то и не видно. Не будешь же за каждую накладную хвалить?! Тем более это её(его) должностная обязанность.

Тем не менее оставлять человека вообще без положительной обратной связи, руководствуясь принципом "он(а) за это зарплату получает" нельзя (в этой статье есть почему).

Предлагаю разобраться, за что же можно (и нужно!) хвалить таких вот "процессных" сотрудников, просто делающих своё дело.

Сразу оговорю: если сотрудника не за что хвалить, потому что он плохо делает свою работу - ничего выдумывать не надо, надо его просто убирать/заменять. А вот если человек хорошо стабильно реализует свои обязанности, просто не получает новых задач и не делает чего-то сверхъестественного, - присмотритесь к его работе чуть внимательнее, и скорее всего повод похвалить/поблагодарить/отметить его появится.

За улучшение процесса

Любой процесс имеет критерии оценки. Количественные, качественные и т.п. И любое (даже небольшое) улучшение процесса достойно похвалы. Например, человек стал делать меньше ошибок (в прошлом месяце 5, в этом 4), или стал быстрее реализовать процесс (раньше на накладную уходило 6,5 минут, теперь уходит 5).

Я здесь не имею в виду какие-то рацпредложения по улучшению процесса (о них ниже), имею в виду просто результат сравнительного анализа периодов.

За повышение квалификации

Если сотрудник учится - это обычно выгодно не только самому сотруднику, но и компании. При этом обучение может быть не обязательно большое и организованное компанией. Это может быть просто чтение профессиональных статей, более детальное изучение возможностей ПО, которое работает в организации, добровольное знакомство с функционалом смежных отделов и т.п.

Да, это нужно самому сотруднику, да, это скорее всего влияет и на его финансовый результат, а может без этого он не сможет адекватно выполнять свой функционал, - но если вы отмечаете подобные моменты, вы стимулируете людей не стоять на месте. Ну и ещё один повод для похвалы появляется)))

За стабильность результата/выполнение плана

Если процесс отлажен, и улучшать его некуда (человек и так работает без ошибок и в рамках оптимальных временных норм, регулярно делает свой план), то отличный повод для похвалы - именно стабильность. Она крайне важна для бизнеса, потому что позволяет строить прогнозы, нормировать работу (в том числе других отделов), корректно рассчитывать ресурсы и т.п.

За объём "по накопительной"

Иногда достаточно просто посчитать объём тех самых мелких типовых задач, которые реализует человек, и поблагодарить его за это. Так и сказать: "Маша, за эту неделю ты обработала 354 накладные, спасибо тебе" (и да, обратите внимание, про обязанность обрабатывать накладные у неё написано в должностной, а вот про 354 штуки нет).

В рамках рутинного процесса ценность работы теряется не только для внешнего наблюдателя, но и для самого сотрудника, и простое озвучивание количественных показателей показывает ему, что его работа заметна и важна для руководителя и компании.

За дополнительный объём

Очень часто руководитель не замечает такие моменты, как переработки, доработки того, что не должен был дорабатывать именно этот сотрудник, работа за соседа и прочее увеличение обязанностей сотрудника. В основном негласное, за которое и не доплачивают (а даже если и доплачивают, что мешает озвучить это вслух?)

Если сотрудник инициативно вызвался задержаться и доделать работу (или молча остался и доделал), без сопротивления взял на себя объём соседа, ушедшего в отпуск, "между делом" выполнил непрофильную функцию и т.п. - пусть всё это и не дало прироста прибыли в 40% - всё это требует поощрения, как минимум словесного.

За идеи

Вот теперь к рацпредложениям)) Наверняка относительно давно и стабильно работающий сотрудник периодически предлагает что-то изменить/улучшить. Эти предложения могут даже не касаться его основного процесса, а касаться организации труда, бытового удобства, прохождения обучения, да хоть летнего выезда на шашлыки.

И это тоже прекрасный повод похвалить сотрудника за участие в жизни компании.

За помощь коллегам

Процессные работы нередко держатся именно на взаимопомощи. Она вполне может быть негласной, но непосредственный руководитель (если присмотрится) обычно её видит. Сотрудник что-то подсказал соседу, где-то подправил ошибку, допущенную менее опытным работником, где-то объяснил смежнику, как работает процесс и т.п.

А это, кстати говоря, не только важный момент для того, кого хвалят, но и отличный пример правильного поведения для остальных.

За поддержку руководителя

Ещё один фокус внимания - не рабочий процесс как таковой, а поддержка сотрудником вас как руководителя. Первым проголосовал за ваше предложение, спокойно воспринял новости об очередных изменениях, встал на вашу защиту в дискуссии с коллегами, да просто в какой-то момент выслушал вас и помог прийти в себя в сложной ситуации, - есть множество моментов, после которых (или в процессе которых) вы понимаете, что этот человек на вашей стороне.

Обязательно отмечайте их, и благодарите за них сотрудника (для подобного разговора больше подойдёт формат один на один).

За долгую успешную работу в компании

Ну и уж если повседневные поводы совсем исчерпаны (хотя ничто не мешает делать это параллельно, например, ту же стабильность результатов имеет смысл отмечать регулярно!), вы вполне можете организовать похвалу и поощрение, так сказать, "за выслугу годов".

Часто встречаюсь с тем, что ни сотрудник, ни руководитель толком не помнят, кто сколько отработал в организации. Начинают выяснять, и оказывается, что там уже и 5 лет, и 10, и 12... Нет, юбилеев ждать не обязательно)))

И конечно же, всё вышеперечисленное не отменяет похвалы за выполнение новых задач, за ведение проектов, за резкие скачки результативности/перевыполнение планов, оптимизацию процессов, решение сложных вопросов, помощь в "тушении пожаров" и т.п. Это - именно идеи, куда посмотреть, если "не за что хвалить".

Поделитесь, а вы/вас за что хвалят? Какие ещё идеи по поводам для похвалы вам приходят? (именно для тех, кто хорошо работает, но чья работа не предполагает постоянной новизны и выхода за стандарт)

___________________________

Больше статей по оперативному управлению здесь

Здесь можно подписаться на канал

Картинка из интернета
Картинка из интернета