О важности душевного мира свидетельствует, пожалуй, самое известное высказывание св. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».
Но батюшка Серафим не только сказал об этом, но еще и дает четкие указания, как этого мира добиться.
И первое из этих указаний касается отношения к унижениям и оскорблениям:
«Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.
Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога».
И он даже приводит конкретные примеры святых, которые так себя вели.
Св. Григорий Чудотворец, к которому пристала в публичном месте блудница и требовала с него платы якобы за совершенный с ней грех, повелел другу отдать ей плату.
Св. Спиридон Тримифунтский, которого царский слуга, приняв за нищего, ударил по щеке, а он, по слову Господню, обратил к нему и другую.
Преподобный Ефрем Сирин, когда его ученик случайно разбил сосуд с пищей, видя его огорчение, сказал: «Аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней», и, собирая ее остатки, стал есть прямо с земли.
Давайте мысленно поставим себя в подобные ситуации и спросим: я бы так повел себя?
Увы – если мы будем честными, то ответ практически всегда будет отрицательным. Вот вам и ответ – почему мы не имеем душевного мира.
Но батюшка Серафим, понимая нашу слабость, снисходит к нам и понижает «планочку»:
«Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: Смятохся и не глаголах (Пс. 76.5).
Что ж, для большинства из нас и это представляет практически запредельную трудность, однако есть шанс хотя бы побороться с собой.
Мы, если и сможем удержать язык, то точно не удержимся от осуждения. Но батюшка Серафим и тут нас предостерегает:
«Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения».
Где уж нам до Божественных откровений!.. Ясно, что они точно не могут прийти в сердце, в котором кипит гнев, возмущение и осуждение.
Но неужели все так для нас безнадежно? Куда ни кинь – везде клин.
Где она – та самая первая ступенька, та самая первая полочка на лестнице вверх к душевному миру, полочка, за которую можно зацепиться, подтянуться, чтобы иметь шанс идти выше?
И вот здесь – самое интересное. И самое необычное.
Во всяком случае – мы точно так не делаем.
Давайте хотя бы прислушаемся к батюшке Серафиму и задумаемся:
«К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих».
Спрашивать себя «где я?» мы большей частью привыкли во сне или при внезапном пробуждении в новой обстановке.
А вот батюшка Серафим предлагает это делать при полном что ни на есть сознании.
Вы поняли, зачем?
Затем, чтобы начать ориентировку не во внешнем, а во внутреннем пространстве – пространстве души, в котором мы блуждаем гораздо чаще, чем снаружи.
Где я?.. Задав себе этот вопрос, нужно добиваться от себя самого ответа.
Куда на этот раз меня унесли мои чувства? И перво-наперво, зрение, как на это указывает батюшка Серафим.
Посмотрел – на машину и уже замечтался о новом автомобиле.
Взглянул – на тучку в небе, и уже весь всполошился ожиданием плохой погоды и изменением собственных планов.
Но есть и худшие примеры.
Звякнул мелочью в кармане – и весь в размышлении о безденежье и думах, как побольше заработать денег.
Увидел у знакомого дорогущий смартфон – и весь уже в зависти и самоугрызении, что у самого нет такого.
Посмотрел на впереди идущую женщину (мужчину) – и…
Да – нас несет, как небезызвестного Остапа Бендера из «Двенадцати стульев».
Где я?..
И тут же осознать – на каком внешнем впечатлении струя сознания меня сейчас несет и в какую очередную грязную яму или даже бездну.
Если мы там просто бултыхаемся и перетекаем вслед за нашими органами чувств из одной помойной ямы в другую, о каком душевном мире может идти речь?
Чувства должны служить внутреннему человеку, а не топить его в грязи.
А мы большей частью подобны грудным детям, которых развлекают погремушками, чтобы они не плакали.
Только за наши «погремушки» мы хватаемся сами, и они далеко не такие безобидные.
Внутренняя жизнь души несовместима с внешними развлечениями, которые, перетекая внутрь, становятся самой настоящей душевной грязью.
Тут уж не до душевного мира – а как бы в ней не утонуть.
Что ж – поблагодарим батюшку Серафима за очередной урок.