Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

О, если бы и у нас здесь были такие судьи!

1313 год

Восточная Европа

Между жителями Риги и рыцарями из Ливонского ордена идут постоянные столкновения из-за права торговать на Балтике и за спорные территории в Ливонии.

Ливонский замок в Вентспилсе (Виндаве)
Ливонский замок в Вентспилсе (Виндаве)

Как-то группа жителей Риги, снарядив корабль, отправилась разбойничать на море. Они высадились на острове Эзель, принадлежавший Ливонскому ордену и ограбили приход Киликунде.

Но им не повезло. На обратном пути их корабль попал в бурю и был пригнан штормовым ветром к берегу у Дондангена, территории Ливонского ордена. Местные захватили рижан вместе с кораблем и доставили их к Эвергарду Мунгеймскому, виндавскому комтуру.

-2

Когда комтур Эвергард обнаружил среди вещей схваченных рижан предметы из прихода Киликунде, то поступил с ними, как с пиратами. Он приказал отсечь ступни всем схваченным и развесить их за ноги на окрестных деревьях.

Когда весть о столь позорной казни дошла до Риги, то местные жители пришли к архиепископу Риги Фридриху и просили его отвезти жалобу на столь не христианские действия комтура над единоверцами в Рим. Архиепископ подал жалобу на комтура Виндавы папе римскому Клименту (понтификат в 1305-1314 гг.). Папа вызвал Эвергарда Мунгеймского в Рим для разбора дела о «несчастных рижанах» «жестоко и беззаконно» казненных комтуром.

Климент V
Климент V

Комтур Виндавы прибыл в Рим. Туда же по этому делу прибыл и архиепископ Риги.

Дело слушалось в присутствии самого папы и группы кардиналов.

Первым выступал архиепископ Фридрих*, который обвинил Эвергарда Мунгеймского, что тот без всякой причины «велел повесить за шею» рижских граждан.

Когда слово предоставили комтуру Виндавы, тот обвинил архиепископа во лжи, рассказал, как было дело, и закончил свою речь словами: «Я судил этих морских разбойников по праву моей страны. И повесил их, как они того заслужили, за ноги на деревьях!».

И тут папа Климент не выдержал и воскликнул: «О, если бы и у нас здесь были такие судьи!».

Эвергарда Мунгеймского все хвалили, а архиепископу Фридриху папа запретил впредь поднимать подобные вопросы в Риме, наложив на архиепископа по этому делу вечное молчание.

Еще хуже, чем у рижан, получилось у жителей Ладоги.

Посадник Ладоги решил совершить морской поход на владения Ливонского ордена и повел войско грабить земли ордена. О том, что посадник с войском покинул Ладогу узнали ливонские рыцари, устроили набег на город. Захватили Ладогу, ограбили и сожгли город, а его жителей увели в плен.

Праведный судья - это не национальность, это личные качества.

(Источники: Герман Вартбергский, Татищев, т. 3)