Большая церковь Зимнего дворца была торжественно открыта после реставрации в 2014 году в день празднования 250-летия Государственного Эрмитажа.
История строительства Большой церкви Зимнего дворца восходит к середине XVIII века во время царствования императрицы Елизаветы Петровны.
В 1753 году, когда Санкт-Петербург торжественно праздновал свой пятидесятилетний юбилей императрица Елизавета Петровна повелела возвести новый Зимний дворец.
Строительство здания на месте уже существующей царской резиденции было поручено блистательному мастеру архитектуры в стиле барокко – Франческо Бартоломео Растрелли.
Однопрестольный храм во имя Воскресения Господня был заложен в октябре 1753 года.
Растрелли создал зальный храм, разделенный подкупольными пилонами на трапезную, собственно церковь и алтарную части.
Торжественный, сияющий позолотой храм восхищал современников своим великолепием.
Главную роль в интерьере храма играл иконостас, в котором канонические требования эпохи выдержаны в форме креста.
Его вертикальная ось увенчана композицией распятия с предстоящими включала в себя храмовый образ воскресения Христова, икону Тайная вечеря и Царские врата.
В создании образов для иконостаса участвовали братья Бельские и итальянец Франческа Бортебраса, который написал так же плафон в трапезной.
Ряд местных икон - среди которых образ Христа Вседержителя на престоле и образ Богоматери с младенцем образовывал горизонтальную ось иконостаса.
Все праздничные образа были размещены в иконостасе согласно росписи, составленной духовником императрица Елизаветы Петровны протоиреем Федором Дубянским.
Сюжеты шести малых икон иконостаса представляли святых покровителей правящей династии в память их рождений, тезоименитств и сопутствующих эти дням праздников.
В день Пасхи 1762 года церковь была освящена во имя Воскресения Христова уже при новом императоре Петре III.
Летом 1762 года в результате переворота к власти пришла Екатерина II.
По ее воле из Москвы в Санкт-Петербург была перенесена особо чтимая Романовыми икона Спас Нерукотворный.
Это послужило основанием для нового освящения храма в 1763 году во имя Спаса Нерукотворного.
11 марта 1807 года Александр I повелел Зимнего дворца Большую церковь именовать отныне Его императорского Величества придворным Собором.
В 1837 году придворный Собор разделил судьбу Зимнего дворца став жертвой пожара.
Однако реликвии, хранившиеся в Соборе, дорогая утварь, иконы, Царские врата и другие ценные предметы были спасены.
Возобновление дворцового здания, отделка церкви была поручена Николаем I – Василию Петровичу Стасову.
Император следил и вникал в ходы восстановительных работ Зимнего дворца и велел на представленных эскизах, делать как прежде было.
Стасов блестяще справился с этой задачей и проявил исключительный такт при воспроизведении стилистики барокко.
Назначенные императором сроки работ в один год, определили выбор материалов.
Наряду с деревом, Стасов использовал папье-маше.
Именно папье-маше послужило материалом для настенного декора.
На свои места вернулись спасенные детали и предметы храма, спасенные во время пожара.
25 марта 1839 года в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы восстановленный собор был освящен.
Зимний дворец возник из пепла пожара в прежнем и даже большим великолепии.
В Большой церкви возобновились богослужения.
После революции 1917 года помещение храма использовалось как складское, для хранения мебели.
В 1938 году в Соборе был разобран иконостас, алтарная часть и все предметы, свидетельствующие о церковной принадлежности помещения.
Через шестьдесят лет после этих событий основываясь на коллекции негативов, архивных материалов, было доказано о возможности восстановления храма в виде, в котором он существовал в 1837 году.
Утраченные элементы декора были восстановлены.
В настоящее время благодаря стараниями работников Эрмитажа, реставраторам мы можем любоваться Собором Зимнего дворца в прежнем великолепии.