На Салон 1873 года Мане отправляет работу «За кружкой пива», которая была принята жюри и критиками. Но Мане, со своей идеей добиться признания именно через официальные выставки, считал что остальные члены Батиньольской группы оставили его в одиночестве. Однако, если что-то и могло окончательно объединить «банду Мане» против идеи выставляться в салоне в 1874-ом, так это успех именно этой работы. Становилось очевидно, что жюри Академии не планирует снижать планку «академичности» для техники современных художников. А значит, по их мнению, оставался только один путь – отказаться от попыток выставляться в Салоне и открыть свою выставку.
Выставка открывается 15 апреля 1874 года. Публика негодует. Критики и газеты упражняются в остроумии. В одной из подобных критических статей под заголовком «Выставка импрессионистов» (дословно «Выставка впечатленцев»), которую 25 апреля опубликовала сатирическая газета «Le Charivari» критик по имени Луи Леруа пройдясь по многим работам художников в одной из реплик написал про «Впечатление. Восход солнца», картину Моне: «На ней не было ничего кроме впечатленчества (Impressionnisme)». Не буду очень много писать об этой статье, хотя тут много интересного, но про сам текст статьи и про её эффект написано очень много на просторах сети. Однако именно его Impressionnisme, художники Батиньольской группы, хоть и не сразу, стали использовать, чтобы дать имя своему стилю, хотя свои выставки они никогда не будут называть «Выставкой импрессионистов».
Напомню, что целью выставки было привлечь к себе и своему творчеству внимание публики. Цель конечно была достигнута, но представленных на ней художников ждал провал. Стоимость их работ стремилась к стоимости рамы в которую помещались их картины, а количество заказов к нулю. При этом на выставке, помимо самих импрессионистов были представлены и другие авторы, потому как общим решением было принято то что шанс выставится должен был быть дан любому желающему.
Провал на выставке наложился на плохую экономическую ситуацию во Франции в целом, которая была следствием разрушительной франко-прусской войны (1870-1871). И хоть это и не было прямым следствием выставки, но Дюран-Рюэль, торговец картинами, который во всем поддерживал импрессионистов и финансировал их, тоже столкнулся с финансовыми трудностями. Батиньольцев ждали годы бедности. Некоторые не выберутся из неё до конца жизни.
В «А критики кто?» я написал о роли художественных критиков, но помимо них, даже ещё большего внимания заслуживают арт-дилеры. Именно они создают среду в которой начинающий художник сможет себя реализовать, состоявшийся приобрести звездный статус, а звезда – стать идолом и даже повлиять на развитие искусства. Человеком, который создал эту профессию, отделив её от банальной торговли, называют Поля Дюрен-Рюэля. В 24 года он унаследовал от своего отца магазин с принадлежностями для рисования и продолжая дело отца развивает его, начинает торговать картинами. С точки зрения продвижения импрессионизма он сделал едва ли не больше всех.
Дюран-Рюэль в разное время встречается с художниками импрессионистами и в той или иной степени поддерживает каждого из них. Он либо выкупает их картины, либо оформляет «подписку» того времени и платит ежемесячно, беря себе работы авторов, законченные в тот период. Благодаря его предвиденью, что за импрессионистами большое будущее молодые художники, которым он покровительствовал, могли позволить себе организовать выставку в противовес Академии. Хотя ошибочно будет предполагать, что Поль мог обеспечить всем своим клиентам совсем уж достойное существование. Денег импрессионистам хватало ровно на то же на что хватает рядовым работягам с Тверского вагоностроительного завода. Поэтому, в первую очередь, Моне и остальные шли на риск, ради своих идеалов и веры в светлое будущее и свою миссионерскую роль.
Клод Моне, после выставки, был вынужден покинуть Париж и в поисках более дешевого проживания и меньшего давления общественности переехал в Аржантёй (12 км от города). Тут в разное время работают почти все импрессионисты, а в 1874 году туда, вслед за Моне, отправились Мане и Ренуар.
Однажды там Мане писал в саду у Моне его жену с ребенком, которые сидели под деревом, а неподалеку от них и самого Клода. В это время пришел Ренуар и увидев происходящее не смог удержаться от того, чтобы не попросить у Моне все необходимые принадлежности и не приступить к работе. Моне позже вспоминал что Мане поглядывал за работой Ренуара, то и дело подходя к его холсту, после чего подошёл к Клоду и шепнул ему: «Да у этого юноши совсем нет таланта. Вы же его друг, уговорите его, пожалуйста, бросить живопись».
А вот Ренуар был напротив очень доволен своим полотном. Он написал его за один подход и подарил Клоду, у которого набиралась уже целая коллекция изображений своей жены Камиллы, написанных им самим и Ренуаром. Этих троих связывала очень тесная дружба. Мане же, бесконечно уважая Моне, слегка недолюбливал Ренуара, хотя и не всегда выражал это настолько явно, как в тот раз.
Позже, все вместе, они совершают совместные плавания вниз по Сене на лодке из которой они оборудовали плавучую мастерскую. Тут они знакомятся с одним богатым инженером и специалистом по кораблестроению Гюставом Кайботтом, который и сам увлекался живописью. Тот проникается симпатией к художникам и часто отправляется в плавание с ними, где вместе с ними пишет картины. Гюстав покупает работы Ренуара и Моне, отчасти потому что они ему нравятся, а отчасти чтобы помочь им. С тех пор он будет постоянным покровителем и другом для импрессионистов, да и вообще вступит в их ряды.
В это время дела созданного «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.» (организация созданная импрессионистами для подготовки к выставке) также идут не лучшим образом. Из-за финансового положения общество расформировывают общим решением и началась работа над созданием нового.
Тогда Ренуар убеждает Моне и Сислея, что одним из немногих шансов хоть что-то заработать это устроить распродажу своих работ. Аукцион, к которому присоединилась Берта Моризо, чтобы поддержать своих товарищей, с треском провалился и нисколько не улучшил положение дел. Единственным положительным моментом в аукционе было знакомство Ренуара с инспектором таможенного управления и коллекционером искусства Виктором Шоке, который в будущем будет часто покупать работы импрессионистов (поначалу в основном Ренуара, но позже он плотно подсядет на Сезанна). Но этого, конечно же было недостаточно и в результате всех проблем художники-батиньольцы отказываются от своей выставки в 1875 году.
А вот в 1876 они всё же решились на вторую выставку. Среди выставляющихся есть новые лица. В том числе несколько друзей Дега и уже ставший своим в обществе Кайботт. А вот Сезанн отказался выставлять свои работы. Выставка снова проваливается и ничем не меняет положения художников. Хотя параллельно некоторыми специалистами отмечается, что под влиянием импрессионистов и других молодых художников даже на самом Салоне картины начинают становится более яркими – новое поколение начинает использовать наработки Моне и компании, пытаясь подстроить их под вкусы публики.
Зато внутри группы начинают появляться первые ростки раздора. Помимо личных разногласий между отдельными членами, всё более отдалялся в своей позиции Эдгар Дега. Разногласия были по многим вопросам: звать ли «не импрессионистов» на свои выставки или нет; как часто их проводить; как общаться с прессой и многое другое. Так же смущала многих, дружба Дега с критиком Дюранти, который частенько в своих статьях занимал позицию схожую с позицией Дега и, бывало, делал колкости в сторону других импрессионистов.
Следующая, третья выставка, могла не состояться в 1877 году, но Гюстав Кайботт сделал всё возможное (в том числе в плане финансов), чтобы не откладывать её. Также он, беспокоясь о проблемах со здоровьем и боясь скорой кончины, составляет завещание по которому значительную сумму от своего состояния выделяет на организацию выставки импрессионистов на которой в первую очередь хотел бы видеть: Дега, Моне, Писсарро, Ренуара, Сезанна, Сислея и Берту Моризо.
На третьей выставке Сезанн снова присоединился к своим товарищам. И начиналась она вроде бы неплохо: пришло гораздо больше посетителей, которые были гораздо меньше возмущены представленными картинами, но пресса не унималась и вскоре настроение публики вернулось к привычному. Ну и результаты распродажи после выставки были сравнимы с прошлым разом. Зато импрессионисты уже стали достаточно знамениты, а их группа не смотря на статус «непонятых» пополнилась ещё двумя знаковыми новичками. К ним присоединились молодая американская художница Мери Кассат, которую пригласил Дега, и служащий парижского банка – Поль Гоген. Последний начал заниматься живописью в 25 лет под воздействием картин импрессионистов. Он обратился к всегда готовому прийти на помощь Писсарро, который стал его учителем. Особенно сильно при этом Поль вдохновлялся картинами Сезанна. Который чувствовал всё большую потребность в уединении для того чтобы превратить импрессионизм в нечто большее.
Четвертая выставка импрессионистов (1878) прошла без Ренуара, Сислея, Сезанна и Берты Моризо, которые решили всё таки отправить свои картины на рассмотрение жюри в Салон. Без них на выставке набралось 15 участников. Публика снова приняла выставку спокойнее, а билеты расходились в огромном количестве. И даже нападки прессы, в этот раз не смогли изменить ситуацию. В первый раз импрессионистическая выставка принесла своим организаторам хороший доход.
Тем временем открылся Салон, на котором отвергли работы Сислея, Сезанна и Берты, но приняли работы Ренуара и Мане. Критики единодушно хвалили Ренуара, который в своих работах явно боролся с собой и своим «стилем». Зато его картины стали продаваться, а сам он смог наладить свое финансовое положение.
Успех Ренуара подтолкнул и Моне к решению выставляться в Салоне в следующем году. Дега воспринял это решение как предательство.
Пятая выставка состоялась в 1880 году. Из первоначальной группы в ней остались только Писсарро, Дега и Берта Моризо. Так же принимал участие и Кайботт, который продолжал заниматься активной организационной деятельностью. Только Писсарро из всех них, жил на один только доход от продажи картин. По сути это уже было не совсем выставкой импрессионистов.
Враждебность к импрессионистам сменилась на безразличие. К тому же критики, которые симпатизировали группе, уже отличали «подлинных импрессионистов» от тех, кто не имел ничего общего с движением. А сама группа раскололась на Дега и его соратников с одной стороны и, находившихся в меньшинстве Писсарро, Берту Моризо, Кайботта и Гогена с другой. Противоречия нарастали. Собственно говоря Батиньольская группа перестала существовать как таковая.
В сложившихся условиях только Писсарро и Кайботт остались преданы общему делу и надеялись снова собрать всех воедино. Однако и среди них было недопонимание. Кайботта возмущал мизерный вклад Дега в их выставки и та манера с которой он высказывался о Ренуаре и Моне, решивших выставляться в Салоне. Но Писсарро не был готов порвать с Дега, не забывая что тот всегда приходил на помощь в трудный момент. В итоге шестая выставка всё же состоялась в 1881 году, но уже и без Кайботта. И к сожалению её ожидало безразличие публики и критиков.
В это время дела у Дюран-Рюэля налаживаются и он готов более уверенно поддерживать импрессионистов деньгами, а во главе Министерства изящных искусств встает либерал и друг Мане Антонен Пруст, который вносит Эдуарда в список представленных к ордену Почетного легиона.
К седьмой выставке, инициатором которой снова стал сначала только Кайботт, а потом к нему присоединился и Дюран-Рюэль, перед Дега всё таки поставили вопрос ребром. Любо уходят его друзья, которые по мнению остальных являлись лишними на выставке, либо уходят они вместе с Дега. Дега отказался и выставка прошла без него. А вот всех остальных, путем сложных дипломатических переговоров всё же удалось собрать. При этом помимо самих Батиньольцев к выставке допустили только несколько человек, которых достойными посчитал Писсарро, который своей верностью делу заслужил ставить условия. В итоге Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Моризо снова выставлялись вместе. С ними были Кайботт, а также Гоген, Гийомен и Виньон, приглашенные Писсарро.
В какой-то степени выставка имела успех. Многие работы были проданы за хорошие деньги, критика восприняла выставку с легким позитивом, да и публика уже не шарахалась от работ импрессионистов.
Через год после выставки умирает Мане. Цены на его картины после этого начинают расти вверх. Все без сомнений признают его гений. А вот на фоне интереса к работам самого Мане, к произведениям его «соратников» интерес снова падает, работы батиньольцев снова перестают покупаться.
В итоге Дюран-Рюэль, организовал ряд персональных выставок, которые имеют переменный успех. И конечно он не доволен результатом. Этого не достаточно, его дела идут на убыль. И тогда он решается на серьезный шаг и путем титанических усилий устраивает восьмую выставку французских импрессионистов в США, где он уже многие годы делает себе имя торгуя произведениями искусства французских живописцев.
Выставку назвали «Работы маслом и пастелью импрессионистов Парижа». Она вызвала любопытство среди публики и впоследствии завершилась успехом. Американцы восприняли работы с неожиданным пониманием. Интерес к ней был так велик что её продлили ещё на месяц.
На импрессионистов не повалились деньги, ведь большинство выставленных работ принадлежали Дюран-Рюэлю и именно он, в основном, получил прибыль от неё. Но вскоре все коллекционеры мира захотят иметь работы импрессионистов, а сами импрессионисты...уже перестанут быть бунтарями к тому моменту и год проведения восьмой и заключительной выставки, по сути своей, становится последним годом существования направления. Группа распадется полностью - некоторым импрессионистам даже самим уже наскучит их стиль. Они станут классикой, которую новое поколение художников уже будет считать не актуальной и так родится неоимпрессионизм.
Однако именно импрессионисты, как герои вселенной Марвел, путем долгой борьбы, в которой у каждого была своя суперспособность будь это верность идеям, точность в изображении движений, игры света или невероятной позитивности, которая передается через холст, победили великого соперника в лице Академии изящных искусств и её правил, тем самым ознаменовав новый виток в развитии искусства.
P.S. Тем кто любит читать и кому интересна история импрессионизма и импрессионистов я советую прочесть книгу Джона Ревальда "История импрессионизма". В ней будут раскрыты судьбы и характеры каждого художника, подробно описаны выставки импрессионистов и трудности, которые вставали на пути их организации а также многое другое.