В 2022 году на перспективы запуска и реализации инфраструктурных инициатив оказывают влияние не только макроэкономические, но и геополитические факторы. В этих условиях власти и инвесторы вынуждены искать способы минимизировать возникающие риски, а в некоторых случаях — приостанавливать подготовку проектов и откладывать их на неопределенный срок. Вместе с тем даже в сильно изменившихся обстоятельствах на рынке продолжают появляться новые капиталоемкие инициативы, которые имеют шансы на успешный запуск в ближайшие один-два года.
Из нашего нового обзора можно узнать, какие проекты вошли в состав национального перечня в этом году. Как эти инициативы распределены по регионам страны и какие субъекты наиболее активны на рынке ГЧП? Проекты каких инфраструктурных отраслей могут выйти на первый план во время кризиса?
- Национальный перечень перспективных проектов за год изменился более чем на две трети: лишь 29 инициатив остались в нем с мая 2021 года. При этом объем инвестиций в топ-100 проектов за это время увеличился до 2,07 трлн руб., или на 76,2%. Завершение острой фазы коронакризиса и запуск новых мер отраслевой поддержки инициатив обусловили появление на рынке большого количества новых проектов, которые планируют реализовать в одном из форматов государственно-частного партнерства. Объем инвестиций в новые проекты перечня, по нашей оценке, может составить более 1,28 трлн руб.
- По количеству инициатив в топ-100 по-прежнему лидирует социальная сфера: 37 проектов в сумме на 619,4 млрд руб. Несмотря на уменьшение их числа с мая 2021 года — тогда в национальный перечень входили 47 проектов на 220,9 млрд руб. — доля отраслей социальной сферы в общем объеме инвестиций за год возросла с 18,8% до 30%. В транспортной отрасли наблюдалась обратная тенденция: на фоне роста количества инициатив с 23 до 34 штук доля транспорта в сумме вложений в топ-100 уменьшилась на 4,1 п. п., до чуть менее 60%. В абсолютном выражении инвестиции в транспортные проекты национального перечня за прошедший год увеличились с 748,3 млрд руб. до более чем 1,24 трлн руб.
- Большую часть проектов национального перечня, как и в 2021 году, планируют реализовать по концессии. В нынешнем топ-100 насчитывается 89 таких инициатив в сумме на 1,68 трлн руб. При этом уже в ближайшие полгода-год мы ожидаем появления на рынке большего числа офсетных контрактов благодаря недавно принятым поправкам в профильное законодательство, предполагающим снижение минимального порога инвестиций с 1 млрд руб. до 100 млн руб., а также возможность заключения межрегиональных офсетных контрактов. Однако в целом, на наш взгляд, концессионные соглашения и дальше будут оставаться наиболее предпочтительным для властей и инвесторов форматом запуска инициатив национального перечня.
- Лидером по количеству планируемых проектов из числа вошедших в топ-100 нынешнего года стал Дальневосточный федеральный округ: 21 проект с общим объемом вложений 384 млрд руб. По сумме инвестиций в проекты первую строчку занимает Приволжский федеральный округ, год назад занимавший по этому показателю четвертое место среди всех макрорегионов. Теперь там планируют к запуску 20 инициатив в сумме на 465 млрд руб. В 2022 году проекты национального перечня менее равномерно распределены по территории страны: на три федеральных округа — ПФО, СЗФО и ДФО — приходится 54 проекта с суммарным объемом инвестиций 1,29 трлн руб., что составляет более 62% всех вложений в топ-100.
- Средний потенциал запуска проекта национального перечня за прошедший год увеличился с 3,3 до 3,8 балла (чем выше балл, тем, на наш взгляд, проект находится ближе к запуску). Это связано, с одной стороны, с ростом количества проектов с потенциалом запуска от 2,5 до 4,5 балла: теперь таких проектов насчитывается 76 штук в сумме на 1,72 трлн руб. против 54 штук на 715,3 млрд руб. годом ранее, а с другой — с уменьшением числа инициатив с низкими оценками (1-2,5 балла): четыре проекта с общим объемом вложений 67,7 млрд руб. против 32 инициатив на 383,1 млрд руб. в мае 2021 года. Такие изменения в составе национального перечня объясняются выходом на рынок тех проектов, которые начали готовить еще в период пандемии, а также возможностью заключения соглашений без конкурса в некоторых отраслях (прежде всего в образовании).
- Проекты национального перечня 2022 года находятся под влиянием не только последствий пандемии, но и масштабных внешнеэкономических ограничений. Теперь властям и потенциальным инвесторам приходится учитывать еще большее число рисков, которые могут стать препятствием для реализации проектов. По нашей оценке, санкции и их последствия могут отразиться на перспективах запуска чуть более трети проектов национального перечня в сумме на 1,14 трлн руб., что составляет почти 55% общего объема инвестиций в топ-100 инициатив нынешнего года.
Читайте полную версию обзора.
Читайте другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru. Там же можно ознакомиться с июньским аналитическим обзором InfraOne Research «Инфраструктура в условиях санкций: рейтинг устойчивости проектов».