Найти в Дзене
ВТБ Авто

Какие технологии раньше были только в гонках, а теперь везде

Оглавление

Конкуренция гоночных команд с самого зарождения автоспорта стала кузницей передовых автомобильных технологий. Сначало что-то полезное появлялось на трассе, затем оно уходило на конвейеры с обычными машинами.

Карбон

-2

Карбон, он же углепластик, появился столетие назад в виде обычной лампочки. Из теплостойкого материала делали нить накаливания, выдерживающую 2000 градусов по Цельсию. Потом из нитей углепластика, которые называются филаментами, сшили ткань и пропитали смолой. Так получился очень крепкий и одновременно легкий материал. Ему можно придавать любую сложную форму не теряя в прочности — в отличии от стали и алюминия (при этом карбон на 40 и 20 процентов соответственно их легче). Первым болидом с карбоновым шасси в 1981 году стал McLaren MP4/1. Машину собрали вокруг карбонового монокока и делают так до сих пор. Потом карбон ушел в массы. На обычных авто его полюбили за стильный вид и отсутствие коррозии. Сюда же можно записать карбон-керамические тормоза — очень выносливые и стойкие к перегреву. Единственный их минус в большой цене.

Плоское днище

В середине прошлого века днища гоночных автомобилей стали обшивать металлическими листами для наименьшего воздушного сопротивления. В 70-х к листам добавились фигурные элементы, которые должны были превращать силу набегающего воздуха в движущую энергию. От этого, однако, быстро отказались: мощные потоки открывали легкие машины от земли и делали их неуправляемыми. Сейчас плоское днище частое явление на суперкарах и у электрических машин. Первым это нужно для скорости, а вторым для сохранения энергии батарей.

Спойлер и антикрыло

-3

Это две разные вещи, а их часто путают. Проще всего запомнить по принципу «обдувания» ветра. Спойлер воздушные потоки огибают с одной стороны, антикрыло с двух. Спойлер обычно крепят к задней кромке крыши или на край крышки багажника, антикрыло стоит на «ножках». Обе инженерные находки пришли к нам из автоспорта. На больших скоростях машины начинают отрываться от дороги — возникающая подъемная сила разгружает колеса, ухудшая управление. Обратно к земле болид прижимают аэродинамические элементы, снижающие коэффициент сопротивления, одновременно с этим нагружающие весь кузов.

Лепестки и кнопки

Подрулевые лепестки впервые появились на формульной Ferrari 640 образца 1989 года. Автомобиль выиграл первый же свой старт, а конкуренты быстро сообразили: управлять коробкой на руле намного удобнее (а главное — быстрее). Ныне такое дополнение к рулю есть даже в бюджетном классе машин. Кнопки на руле тоже формульное изобретение. Все органы управления для гонщиков перенесены к ним в руки для быстрого доступа. На гражданских машинах мультируль активно стал появляться в 90-х, и примерно десятилетие назад попал в список самых частых опций.

Преселективная коробка передач

-4

Так называемый преселектив или коробка с двумя сцеплениями появилась в 80-х годах гоночных моделях Porsche 956 и 962. Трансмиссия этого типа позволяла экономить время на переключении передач, «готовя» нужную скорость заранее. Спустя тридцать лет «робот» под именем PDK появилась в серийных суперкарах марки, и в виде DSG на родственных Volkswagen, Audi, Skoda и Seat.

Лазерные фары

Первая лазерная оптика появилась в 2014 году на прототипе R18 e-tron quattro, который участвовал в 24-часовой гонке Ле Мана. Инженерам была поставлена задача сделать головной свет по-настоящему мощным, с ровным пучком не зависящим от погодных условий. За основу взяли лазерные лучи, которые с помощью специальных конвертеров в блоках фар превращали в видимое человеческому глазу свечение. На гражданском автомобиле лазерные фары впервые появились у спортивного купе R8 LMX. Чуть позже похожую технологию внедрили в электрокар BMW i8.

В мире автоспорта еще много эксклюзивов по разным причинам оставшихся только на треках. Чем «настоящие гонки» отличаются от гражданских версий рассказала профессиональная гонщица Ирина Сидоркова. Ей мы помогали выбрать автомобиль.

Кроме очевидных технических различий (вроде моторов и подвески), у гоночных машин есть еще несколько «козырей». Например, силовой каркас. Такого не найдете ни в одной гражданской машине (малочисленные гиперкары не в счет). Прочный остов из труб вокруг пилота еще называют клеткой безопасности. Она сохраняет свою форму даже если от кузова мало что осталось после аварии.

Другое отличие — в ремнях безопасности. На гонках к ним особое внимание. Одна лямка пропущена через ноги, еще две снизу и две сверху. Ремни затягиваются максимально крепко (настолько, что бывает трудно дышать). Все это ради безопасности. На больших скоростях с мощными тормозами силы инерции в разы больше привычного. А еще крепкие объятья ремней не дают пилоту вылететь из кабины.

-5

Отдельного упоминания заслуживают слики без единой линии протектора. Выглядят стильно, но только на трассе. За ее пределами на них ездить запрещено. На обычной дороге они становятся неуправляемыми, особенно в дождь. Все дело в особой резине, которая от большой скорости греется и лучше прилипает к накатанному треку. На городских дорогах такой «спорт» будет лишним.

Авто
5,66 млн интересуются