Текст: Галина Мумрикова
Есть даже точная дата, когда этот самобытный художник встал на стезю художничества – 7 января 1991 года. Про Николая Чередниченко по Интернету «бегает» один и тот же текст, который когда-то кто-то написал, и его без зазрения совести все начали переписывать. Я увидела работы художника впервые на ярмарке современного искусства Art Russia лишь в апреле и запала, признаюсь, на его «Однажды». А, запав, решила с ним познакомиться поближе, но не удалось: на выставке был его представитель, а сам художник живет в своем Святово и в столицу наезжает только по делу. После ярмарки я пыталась вникнуть в интервью, которое Чередниченко как-то давал куратору Третьяковки и тема которого звучала так: о роли полистилистики, метамодерна и зомби-формализма в творчестве художника. После этого читать что-либо расхотелось вовсе. И стоит еще добавить из интересного: художник до того как стал таковым, сменил множество профессий, дважды получал премию Виктора Попкова, а прошлом году было 30-летие его творческой деятельности. Более тысячи его работ находятся в самых разных коллекциях по всему миру.
А теперь немного собственного восприятия с цитатами от автора. На ярмарке стенд Чередниченко назывался «Включи мозги». У меня они включились, когда я застряла на «Однажды». Ничего не скажешь – с размахом. Не то города, не то сказки, не то райские кущи. Солнце, огонь. Чем-то это полотно поначалу напомнило монументальные метаморфозы Валерия Кошлякова, но при более пристальном рассмотрении оказалось, что Чередниченко абсолютный антипод Кошлякову, который размашисто углубляет историю, а здесь – мечта и сущность сиюминутного разноцветного счастья, которые доступны каждому, только в разное время. И мне чертовски понравилось потом уже прочитанное собственное пояснение художника к полотну: …однажды случается только раз. Радость встречи, познания, прозрения, прощения. Каждое «однажды» единично и уникально, но не обязательно редко. Включенный мозг может встречаться с «однажды», созерцая одну и ту же точку, и каждый раз находить новое «однажды», новую возможность для радости». Вот вам и ключ к пониманию всего остального.
В частности, работ из серии duende. Вообще с испанского это слово переводится как гном, домовой, привидение, призрак. Это особое творческое состояние, пик харизмы, возникшей на необъятных просторах испанского фламенко. Зарядился человек duende – и он на все способен. Способен и сам зажечься и других зажечь. Вернее, разжечь эмоциональный дух. О чем говорит этот яркий «Полет»? Ни о чем. И обо всем. Может, о геометрии нашего духа. А, может, о желании найти свою линию полета, выйти за пределы холста или, напротив, раствориться в его бесконечности.
ИИ «Искусственный интеллект», конечно же, многолик. Вернее, безлик. Ни лица, ни индивидуальности. Человекомашина. Без эмоций. Автор сам пишет так: «… он будет просчитывать миллионы сценариев и выбирать оптимальный по заданным параметрам. ИИ принесет мир, порядок и покорность». Согласна. Вот только параметры этому безликому и умному ИИ задаст все же человек, его мозг. Задать он может все, что угодно. Ведь ИИ – исполнитель, как ни крути. Тут есть о чем подумать. А вот «Алеф» художник объясняет так: «одна из точек пространства, в которой собраны все прочие точки», «место, в котором, не смешиваясь, находятся все места земного шара, и видишь их там со всех сторон». Каждое мгновение жизни человека — все мгновения, собранные в одну точку…»
«Сандалии». Вообще-то всего лишь картонная коробка, в которой долго и много что-то возили туда-сюда. Но когда коробка превращается в произведение искусства, на каком этапе своего жизненного пути? Вопрос философский. Ведь простой утилитарный предмет искусством становится только в руках художника. Равно как и материалы – обычные и необычные, простые и сложные – любые.
Что, например, можно сделать из строительной пены, дерева, пробки? Как придать им смысл, как подобрать к ним волшебный ключик, чтобы материал стал образом? Чтобы стал символом, чтобы приобрел завершенность? Ну, допустим, сверхзадачу зритель понял – все идет в дело, из всего можно вытащить идею и превратить теплоизоляцию в артобъект. Допустим. А дальше? А дальше – как воспримет сие зритель. Всего лишь. Ведь абстракция всегда ассоциативна, индивидуальна. Автор назвал свою абстракцию – и хорошо. Вот так и получается – Пробуждение (в красном), Коан (парадоксальный диалог) и Метанойя (покаяние). Или просто – Идея. С одним «но». Если она прочувствована художником, если он пропустил ее через себя – мы пойдем за ним, не пропустил – пройдем мимо. Как проходим мимо всякого рода оригинальных красивостей. Именно красивостей, бессмысленных, малопонятных и… в конечном счете никому не нужных. Парадокс не терпит приблизительности. А любая абстракция – всегда парадокс.
Что-то еще придумает Николай Чередниченко к очередной выставке? У себя, в селе Святово, что на реке Нерли.
#искусство#изобразительное искусство#
современное искусство#выставки#Art russia#
николай чередниченко#включи мозги