Образ Эйфелевой башни щедро эксплуатировался в кино, то в качестве объекта интереса со стороны всяких злых сил, будь то террористы, бандиты, инопланетяне, то как место любовных встреч. Но чаще всего башня использовалась как одно из самых узнаваемых мест в мире. Покажи её в кадре и любой поймет, что дело происходит в Париже.
А как она отражена в других видах искусства? Раньше других видов откликнулась живопись, и прежде всего, французская живопись.
Французский художник, гравер и литограф Анри Ривьер под влиянием гравюр «Тридцать шесть видов горы Фудзи» японского художника Кацусики Хокусая создал в 1902 году при участии искусствоведа Арсена Александра , художника Жоржа Ориоля и художественного издателя Эжена Верно свою книгу литографий «Trente-six vues de la tour Eiffel -Тридцать шесть видов Эйфелевой башни». В ней отражено строительство башни и виды на неё с разных точек.
Сначала я хотел выбрать наиболее интересные из литографий, но мне так понравилась социально-критическая направленность этих работ, что я решил поместить их все. И снабдить их своими комментариями в духе великого художника Павла Федотова, который свои сатирические зарисовки городского быта дополнял текстами. Шучу, конечно. Федотов целые стихотворения писал к своим картинам. Но картины были гениальные, а стихи не очень. Что в них было очень, так это очень много слов. Я предпочту минимализм, вполне в духе японских миниатюр.
Эти рабочие, судя по их виду, могут постоять за себя и свои права.
Строящаяся башня выглядит скорее как разрушенная при виде снегопада и женщины, укрывающейся от него под зонтом.
То, как рискуют рабочие на таких лесах, захватывает дух больше, чем схватки на башне в боевиках.
Еще одна вариация на тему «блеска и нищеты», рядом с башней, как символом прогресса и процветания, точнее у её ног, находится рабочий квартал, где сушится на улице белье.
Если на предыдущей картине был вид из рабочего квартала, то здесь башне передается своего рода привет от крестьян.
А это труженики реки. Башня еле видна на фоне облаков.
Башня здесь больше похожа на тень или часть какого-то миража.
Как у Маяковского в поэме «Облако в штанах»:
«В стеклах дождинки серые
свылись,
гримасу громадили,
как будто воют химеры
Собора Парижской Богоматери».
И мы видим, на кого они воют. На Эйфелеву башню.
Только художник и я сумеют здесь башню найти, которая вполне может за трубу сойти (боже, что-то я перешел на рифму, неужели пошел по пути Павла Федотова?).
А здесь уместна строка Александра Вертинского «Я знаю, даже кораблям необходима пристань». И такое ощущение, что все они плывут к Эйфелевой башне.
День празднования взятия Бастилии 14 июля 1789 года. А мне почему-то опять вспомнился Маяковский:
«Уже ничего простить нельзя.
Я выжег души, где нежность растили.
Это труднее, чем взять
тысячу тысяч Бастилий!»
Буксир, как символ трудового Парижа, словно занес ковш своей лебедки над Эйфелевой башней и собирается её сносить.
Непогода. Согбенная фигура женщины. Башня как будто не хочет при этом присутствовать, сливается с тучами.
Повседневная жизнь Парижа, люди заняты своим делом. А башня наблюдает за этим, словно заглядывая поверх голов окрестных зданий.
Снова погрузочные работы, что-то вывозят, землю или какой-то мусор. И снова лебедка визуально рядом с башней, как будто и её собирается вывезти.
Люди спешат по своим делам, не обращая внимания на башню, то ли привыкли, то ли не до неё.
Работы на набережной Гренель. Видимо, подсознательно у автора есть желание куда-то убрать башню. Вот и здесь как будто её подцепляют краном.
Город покрыт дымкой тумана, а на дальнем плане солнце и башня ведут диалог.
Опять художник за свое, проводит манипуляции с башней. Мост словно разрезает её.
Здесь мне вспомнились строки польского поэта Яна Бжехвы «Звёздам на пути встает Дымоход рогатый». Только роль звезд здесь играет башня.
Лесная идиллия с уточками на берегу. Башня практически не видна из-за деревьев.
Взгляд на башню сквозь фонтан на площади Согласия. И здесь струя воды словно разрезает башню.
Зима. И башня, похоже, тоже замерзла.
Взгляд с башни, а точнее сквозь башню, на Париж.
Снова вид с реки, но скорее на Собор Парижской Богоматери. Башня выступает здесь статистом.
Еще один оригинальный ракурс. Башня выглядывает из-за лося работы скульптора Эммануэля Фремье в саду Трокадеро. А, может, лось хочет поддеть башню рогом.
Башня выглядит органично среди железнодорожных знаков, словно она одна из них.
Старая прачечная. И снова трудовому Парижу не до башни. Далека она от него.
Далека башня от рабочего, если, конечно, он на ней не работает.
Снова трудовой люд, угольщики. Забирают уголь с баржи на реке, а выглядит так, как будто из-под башни.
На этой картине Эйфелева башня как путеводная звезда, из пригорода в город, куда люди стремятся за лучшей долей.
И здесь башня еле проглядывает сквозь пешеходный мост между островами Сен-Луи и Лувье. Он будет снесен в 1932 году (видимо, чтобы не заслонять её так беспощадно).
Осень. Ненастно. И на улице, и, видимо, на душе у этого человека. Да и башне невесело.
Буксир тащит баржи по Сене мимо башни. Дым из труб создает облако у её подножия.
Финальная, 36-я литография может быть озаглавлена и как «Маляр на башне» (что скорее всего, судя по его положению) и как «Художник на башне» (как привет от автора), поскольку слово peintre имеет оба этих значения. Я думаю, ироничный художник дает возможность каждому самому судить, как озаглавить. Я, конечно, выбрал художника.
Эта замечательная книга литографий - своего рода признание художника Анри Ривьера в любви своему Парижу, городу-труженику (по крайней мере, в представлении автора).
И Эйфелева башня выступает символом города, где-то на переднем плане, где-то на заднем, а порой еле заметна. Она вместе с городом, а порой и противопоставлена ему, но всегда присутствует, и в трудовые будни, и в праздники. И когда весело на душе, и когда грустно. Она показана из центра города, рабочих пригородов, сельских предместий.
Какое развитие образ Эйфелевой башни получил у других художников, мы рассмотрим в следующих статьях.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала
#Живопись #французскаяживопись #Анри ривьер #36 видов эйфелевой башни