Наверняка каждый, кто живет на улице Генерала Симоняка, заходит в 88 поликлинику, или стоя на остановке «Ульянка» замечал припаркованные вдоль дороги редкие автомобили – например, газ-24 синего и черного цвета или достаточно редкий ГАЗ 21 вишнево-белого цвета. Все они принадлежат автомобильному реставратору, Евгению Асееву. О том, почему бывший военный, майор запаса ФСВНГ РФ, решил связать свою жизнь с реставрацией, как устроен быт заядлого автомобилиста и где порой приходится находить штучные детали автомобилей, читайте в нашем интервью.
- Как давно Вы занимаетесь реставрацией? Откуда вообще возникло такое желание?
Реставрация - это мое хобби с 2008 года. Сперва я восемнадцать лет отдал службе в Росгвардии, уйдя в отставку, решил больше времени посвятить тому, что мне нравится делать в этой жизни больше всего. Активно развиваю свою мастерскую, в аренде уже несколько гаражей, в которых я делаю цеха по тематикам. В одном гараже полностью пескоструйная обработка и два гаража под автомобили для разбора и реставрации. Гаражи специально искал в шаговой доступности от дома, так как после основной работы иду в гаражи и порой задерживаюсь там до глубокой ночи.
- Есть ли сегодня спрос на старые автомобили?
Несмотря на те события, которые происходят сейчас в нашей стране – кризис, разные политические передряги, у людей есть спрос на такие автомобили, они готовы платить за восстановление машин, которые достались им от отцов, дедов или просто понравились в интернете.
- Какой марки был первый автомобиль, который вы восстановили?
Самой первым автомобилем был ваз 2101, в простонародии «копейка». Это вообще одна из самых любимых моих советских машин. Так сказать настольгия из детства, по дедушкиной «копейке».
- Где находите детали?
Это очень интересно и в некотором роде напоминает охоту. Бартер за бартер, услуга за услугу, обмен. Вообще всё зависит от модели. Если это Волги, то запчастей на них много и еще долго можно будет найти необходимые детали. На такие автомобили как Чайка, ГАЗ-13, ГАЗ-14, газ-12 ЗИМ найти детали труднее, на них вообще ценники огромные. Какая-то кузовная панель вообще может создаваться с нуля при наличии оснастки и специальных приспособлений. Для ГАЗ-67 сейчас продаются полностью новые кузовные элементы, можно купить такие элементы и собрать новый кузов.
- Сколько всего автомобилей прошло через ваши руки?
Честно, уже со счету сбился на втором десятке, но точно больше 45 автомобилей. Где-то нужно было просто подлатать что-то, найти и заменить деталь, иногда приходилось и почти с нуля восстанавливать. Большинство автомобилей советские 70-80ых годов. Жигули, Волги. Были и американцы и японцы 90-ых, 80-ых годов. Самым старым был советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67.
- Сколько уходит времени на восстановление автомобиля?
По-разному. Это вообще душевная работа и, если кому-то надо восстановить машину в максимально короткие сроки, я таким товарищам отказываю. Минимум на восстановление автомобиля уходит 5 месяцев. Надо ещё понимать от конечного желания реставрации – это или 100% оригинал, как автомобиль сходил с конвеера или же максимально освежить внешне автомобиль и заменить его устаревшие агрегаты на современные, пригодные к ежедневной эксплуатации. Я только с этого года впервые взялся восстанавливать чужие машины, раньше все делал исключительно для себя. В данный момент уже два автомобиля в гаражах. Раньше для кого то, я в основном реставрировал или находил отдельно детали, производил частичный ремонт.
- Что труднее всего восстанавливается?
Самое сложное в реставрации машин – это восстановление кузова: скрытые полости, днище, пороги, отсутствие заводских кузовных панелей. А самое трудное сейчас это легализация и узаконивание всех старых машин, если у них какие-то проблемы с документами. Мало найти и починить автомобиль, нужно понимать, что с ним делать дальше. Можно, конечно, восстановить почти любую машину, но она будет ездить на эвакуаторе до места выставки и обратно.
- Вы сами ездите на восстановленных автомобилях?
Да, я поменял свою почти новую Ладу Гранту на 21ую Волгу. Каждый день езжу на свой Волге и радуюсь этому. Правда есть маленький секрет: она снаружи вся максимально оригинальная, а внутри у неё двигатель от Тойоты с коробкой автомат.
- Где участвуют восстановленные вами автомобили?
Мы с единомышленниками организовываем свои выставки, поездки. Всё зависит от тех клубов, где ты состоишь. Я общаюсь во многих клубах, и с разными ребятами в разных мероприятиях участвую. 23 апреля открыли ретросезон ретропробегом и затем на своих автомобилях проследовали на выставку старинных и эксклюзивных автомобилей «Олдтаймер-Галерея» в ЭКСПОФОРУМЕ. Мы организовали стихийную выставку своих ретроавтомобилией снаружи, на парковке, и у нас тоже было много посетителей.
- Может ли к вам обратиться человек, которых хочет восстановить свою машину?
Да, можно, и мы детально уже будем рассматривать, возможно ли вообще восстановить эту машину и на каких условиях. Часть объема в реставрационной работе буду производить не я лично, а ребята с моей команды, естественно под моим чутким руководством и контролем. Я считаю, что каждый специалист своего дела должен заниматься тем, что он умеет (например, моляр, мастер по реставрации и пошиву салонов), но общее руководство должен осуществлять человек знающий все тонкости и детали конкретной марки и модели автомобиля.
- Что вам больше всего нравится в работе автореставратора?
Мне очень нравится продумывать экспедицию за конкретной машиной. В начале ты её находишь, потом договариваешься, прорабатываешь маршрут, путь дорога за этим автомобилем может занимать несколько дней. Всё это мне очень нравится. Были ситуации когда приезжал на поезде с чемоданом нужных инструментов и после объема работ «на месте» оживлял «покойников» и на них возвращался домой, или на своем рабочем фургоне Fiat Ducato притаскивал на любой сцепке. Кстати Fiat Ducato из разрядов тех покойников, что 5лет стоял вросшим в землю….а теперь трудится на благо моей мастерской.
- Семья поддерживает?
Да, моя жена и дети поддерживают моё хобби. Жена даже делала ролик о восстановленных мною машинах. Бывает, когда всей семьей вместе выбираемся на ретропробеги и выставки.
- О чем вы мечтаете?
Мечтаю, конечно, о своей крутой и именитой мастерской. В идеале хотелось бы музей под открытым небом открыть, чтобы мог прийти любой интересующийся такими авто человек полюбоваться, а возможно и сразу купить тот автомобиль, который бы ему понравился.
Евгений подтверждает: реставрация может приносить не только эмоциональное удовольствие своих потребностей, но может и приносить стабильный и вполне неплохой доход, но и вложения, конечно должны быть колоссальные — физические, временные, душевные. Реставратор признается, что когда видит результат своего труда, забывает обо всех неприятных моментах и готов заниматься любимым делом бесконечно.
беседовала Светлана Матвеева