Найти в Дзене
Prostoeslojnoe

Творческий путь Микеланджело Меризи да Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) является без сомнения знаковой фигурой европейского искусства конца XVI - начала XVII в, работавший в Риме, Неаполе и в Испании. Он стал основоположником реалистического направления, получившее название «Караваджизм», которое было наполнено драматизмом, эмоциональностью, и его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства. Среди его последователей в Италии были такие художники как Креспи, Джентиллески, ощутимое влияние Караваджо оказал на венецианских «тенебристов», художников, писавших в живописной манере, в основе которой лежит работа со светотенью.

Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1571 на севере Италии. Фермо Меризи, отец художника, был архитектором при дворе Франческо Сфорца. В 1577 году, во время страшной эпидемии чумы, семья Меризи, спасаясь от чумы, покинула Милан и перебралась на родину родителей, в Караваджо. Однако бегство не помогло отцу художника, и он скончался. По окончании эпидемии в 1584 году, Караваджо вернулся в Милан и был взять в подмастерья художником Симоно Петерцано, бывшим учеником Тициана. Здесь он изучает основы ломбардской живописи, особенности которой были хрупкое изяществом форм и любовь к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром.

Уже тогда Караваджо был известен крутым нравом и очень вспыльчивым молодым человеком, участвовал в уличных драках и был неоднократно заточен в тюрьме. Из-за этого в 1591 году ему пришлось бежать в Рим. Чтобы не умереть с голоду, ему приходилось браться за любую работу. Нужда отступила, когда он в качестве подмастерья попал в мастерскую Джузеппе Чезари. Здесь он рисует свои собственные полотна — «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов», выступив как смелый новатор. Также он знакомиться со многими меценатами и художниками. В первых своих «римских» работах художник ориентировался на великих живописцев того времени — Да Винчи, Тициана, Джорджоне.

Караваджо. Больной Вакх (Автопортрет в зеркальном отражении). 1594. Холст, масло.

В середине 1590-х годов несколько его картин увидел кардинал Франческо дель Монте, который и стал покровителем Микеланджело. Приблизительно в 1597 году кардинал принял Караваджо к себе на службу, определив ему достойное жалованье. При кардинальском дворе художник провел следующие три года. В этих работах, можно отчетливо наблюдать предвосхищение «бытового жанра». Свидерская М. отмечала, что присутствие жанрового начала можно увидеть уже даже в однофигурных картинах, художник работает в своего рода жанре-монологе, который открывает возможность поэтизации натуры и обыденного человека.

Главное в произведениях Караваджо конца XVII столетия — это не повествование, а характерный типаж. Историографы Караваджо отмечают, что живописец с пренебрежением относился к творчеству великих мастеров прошлого и даже к античному искусству.

В данных работах Караваджо уже выступает как смелый новатор, он бросает вызов главным художественным направлениям того времени-маньеризму и академизму, стремившихся к более светским и религиозным сюжетам, противопоставляя им суровый реализм и демократизм в своих работах. Главным героем полотен этого периода становиться простой человек из толпы, представляя их в реалистическом или мифологическом образе.

Под конец 1590х годов, художник начинает свой собственный путь. В этот период жизни полотна Микеланджело Меризи де Караваджо начинают пользоваться популярностью, он пишет: «Гадалка», «Святой Матфей и ангел», «Распятие Святого Петра» и «Обращение Савла», «Успение Богоматери» и др. Очень часто художнику приходилось переписывать работы, выполненные на заказ. Заказчики не были удовлетворены работами, так как смело трактует Караваджо религиозные образы, не боясь грубости и резкости, сообщая им черты сходства с простонародьем, резкими контрастами светотени он усиливает мощную, почти пластическую моделировку форм, приближая фигуры к переднему плану картины, показывая их в сложных ракурсах, подчеркивает их значимость, монументальность. Мастер в полотнах отображал жизнь, взглянув на нее свободными от влияния светской и интеллектуальной традиции.

-2

Караваджо. Гадалка.1594. холст, масло.

Однако крутой нрав художника не угасал, его жизнь была наполнена разгульной жизнью, стычками, драками, штрафами и заключениями. В 1606 году он был обвинен в убийстве и, опасаясь пожизненного срока или казни, он бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи.

В 1608 он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но и здесь проявился трудный характер Караваджо, ему пришлось бежал на Сицилию.

В 1609 художник возвращается в Неаполь, работая над развитием нового направления, которое получило широкое распространение еще при жизни Караваджо и в будущем будет названо «Караваджизм», в честь мастера. Это система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII века.

В поздних работах Караваджо усиливается драматизм мировосприятия, проявляется еще большее тяготение к монументальности, характерности реальных сцен, полных больших чувств и мыслей. Точка зрения снизу усиливает впечатление величественности.

Караваджо скончался от малярии в 1610 году на 40 году жизни.

Воздействие творчества Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было огромным. В самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов. Но наибольшее развитие «караваджизм» получил в Голландии. Таким образом, Фламандские и голландские караваджисты являются некоей связной нитью между живописью Средиземноморья и Северной Европы. Подлинными наследниками революции Караваджо в искусстве XVII столетия стали Хальс, Луп Ленен, Веласкес, Рибера, Рембрандт и Вермер.

Исследователи сформулировали ряд принципиальных положений, характеризующих караваджизм:

- активные приемы светотени;

- затаенный драматизм в трактовке сюжетов, и появление нового драматического образа-простого народа народа

- изобретение нового типа портрета, тяготеющего к «жанру-монологу»;

- осмысление и утверждение натюрморта как полноправной живописной темы;

- открытое видение натуры, без восприятия ее через призму идеала;

- необычная трактовка евангельских и мифологических тем и сюжетов, действующих в повседневной реальной жизни с участием персонажей, взятых прямо с улицы и изображенных без всяких прикрас и идеализации.

Сходным образом наследие Караваджо участвует и в генезисе итальянского барокко, которое широко использует приемы живописного утверждения реальности и раскрытия внутреннего мира человека.

Стоит отметить, что реализм в творчестве Караваджо проходит некую эволюцию, его ранние работы наполнены светом, мягкими тенями, более сдержанным колоритом. В работах зрелого периода прослеживается развитие тематики и жанровости, они становятся более контрастны и эмоциональны. В работах позднего периода уже не встречается жанровых композиций: отныне Караваджо целиком обращен к мифологической тематике.

Подводя итог, можно сказать, что барочное искусство уделяет особое внимание воображению, замыслу, который должен быть остроумным, поражать новизной. В это время появляется множество направлений, течений, что способствует активному развитию искусства и приводит к разнообразности эстетических идеалов. Ярким примером является Микеланджело Меризи да Караваджо, который был родоначальником такого направления как караваджизм, имевший множество последователей. Художник уже не следует природе, а совершенствует её в духе идеальных форм красоты, привнося в свои творения грандиозный размах, бурную динамику, изощрённую декоративность и аллегоричность. Аллегории и символы активно встречаются во многих работах художников эпохи барокко, придавая им дополнительный смысл и трактовку, расшифровать которую мог далеко не каждый.