Германия
С 1 Января 2008 года, в Германии в порядке эксперимента было разрешено управление автомобилем с 17 лет.
Для этого кандидат в водители, ранее, чем ему исполнится 16,5 лет, должен, получив письменное согласие родителей, обратиться в местный орган по выдаче водительских удостоверений. До достижения семнадцатилетнего возраста кандидат в водители проходит обязательное обучение в автошколе, после чего, но не ранее, чем за месяц до семнадцатилетия, сдает экзамен по вождению автомобиля и получает специальный сертификат Свидетельство об испытании), который действителен только в Германии.
Свидетельств об испытании может быть несколько и в каждом из них может быть вписан только один сопровождающий, который должен находиться в автомобиле в каждой поездке несовершеннолетнего. Требования к сопровождающему: возраст не менее 30 лет, не более 1 штрафного балла в реестре нарушителей, водительское удостоверение категории B в течение как минимум 5 лет. Кроме того, сопровождающее лицо не может сопровождать начинающего водителя, если у него более 0,5 промилле алкоголя в крови или он находится под действием наркотических средств.
Франция
Водительские права: раннее обучение (AAC) с 15 лет
Раннее обучение вождению (ACL) возможно с 15 лет. Это относится к категории В. Стажировка включает в себя 1- й этап начального обучения, проводимого в автошколе и 2- й этап вождения, который длится не менее 1 года. По окончании этого периода вы можете сдавать практические экзамены на водительские права с 17 лет.
Обучение состоит из 2 этапов:
1. Начальное обучение в автошколе
2. Вождение в сопровождении взрослого, с учебным контролем автошколы
Начальное обучение
Начальное обучение состоит из теоретической и практической части.
Практическая часть должна включать не менее 20 часов обучения (включая 15 часов на открытых для движения дорогах или не менее 10 часов при использовании симулятора вождения).
Кандидат проходит обучение, ограниченное вождением транспортных средств, оборудованных автоматической коробкой передач (обучение не менее 13 часов, в том числе 10 часов на дорогах, открытых для движения, или не менее 7 часов при использовании симулятор вождения)
По окончании обучения, если ваши навыки оценены хорошо, вы получите сертификат об окончании начального обучения (AFFI).
Поддерживаемая фаза вождения
Требования к сопровождающему: Стаж вождения более 5 лет. Предварительно получили согласие страховой компании (страховщик может отказать, если сопровождающий совершил серьезные правонарушения).
В течение 5 предыдущих лет не подвергались санкциям в виде лишения права на управление признания водительских прав недействительными.
Возможно несколько сопровождающих лиц, как в рамках семьи, так и вне ее.
США
Что касается "юношеских" водительских прав, то общего законодательства по этому вопросу в США не существует, но в большинстве штатов молодые люди могут получить водительское удостоверение уже в 16 лет. В одних штатах требуют окончить курсы водителей, в других - нет.
В 29 штатах выдаются специальные юношеские водительские удостоверения, позволяющие садиться за руль в 13-14 лет. Для получения такого удостоверения требуется согласие родителей. Владелец юношеского удостоверения не освобождается от уголовной или административной ответственности в случае нарушения правил дорожного движения или аварии. При управлении ТС юношу должен сопровождать один из родителей со своими водительскими правами.
Например,
Флорида:
• В возрасте 16 лет разрешено управлять автомашиной с 06.00 до 23.00 либо при поездке на работу или возвращение с работы. В остальное время обязательно присутствие в автомашине лица, имеющего водительское удостоверение, возраст которого 21 год и старше.
• В возрасте 17 лет разрешено управлять автомашиной с 05.00 до 01.00 либо при поездке на работу или возвращение с работы. В остальное время обязательно присутствие в автомашине лица, имеющего водительское удостоверение, возраст которого 21 год и старше.
Ограничения, указанные выше, достаточно серьезно контролируются полицией. Срок действия водительского удостоверения обычно 4 года. До истечения указанного срока владелец водительского удостоверения обязан подать в Департамент прошение о его продлении. Если житель штата получает водительское удостоверение впервые или после того, как был лишен права управления, он должен пройти 6-месячный испытательный срок (probation period). Если в течение этого срока он нарушит правила дорожного движения два раза (или хотя бы один раз за превышение скорости или неосторожную езду - "reckless driving"), то ему грозит лишение водительских прав на 60 дней. Если же в течение этого 6-и месячного срока его застанут за рулем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотиков, он будет лишен возможности управлять автомобилем на 90 дней, после чего начнется новый шестимесячный испытательный срок. Если же в течение этого срока он опять дважды нарушит правила (или хотя бы один раз - за превышение скорости, неосторожную езду или езду в нетрезвом состоянии), то его лишат водительских прав минимум на полгода.
Класс E-Learner (ученик) : Автотранспортное средство менее 8000 фунтов (3618 кг).
- Житель штата, имеющий действующее ученическое водительское удостоверение, выданное в штате Флорида, может управлять транспортными средствами Класса Е, на управление которыми он получил разрешение, до истечения срока действия водительского удостоверения.
- Условия действующего ученического удостоверения:
1. Разрешено управлять автомашиной с 06.00 до 19.00. Через три месяца после получения удостоверения владелец удостоверения может управлять автомашиной с 06.00 до 22.00 при условии, если в автомобиле справа от него будет находиться лицо, имеющее водительское удостоверение, возрастом от 21 года и старше.
2. Разрешено управлять автомашиной только в присутствии лица, имеющего водительское удостоверение и возраст которого не менее 21 года, и которое должно занимать ближайшее место справа от водителя
3. Не допускается к управлению мотоциклом.
Насколько необходима у нас в России выдача водительских удостоверений лицам, не достигшим 18-летнего возраста?
Во-первых, количество желающих пройти обучение и получить водительское удостоверение в этом возрасте крайне мало. Утверждение о том, что указанная мера позволит снизить количество ДТП с начинающими водителями и ссылка на аварийность с ними некорректна. В нашей стране начинающий водитель – это не молодой человек от 18 до 25 лет, а человек возраста от 18 до 70, решивший сесть за руль авто, либо накопивший на него. Указанная возрастная группа (18-25) составляет менее 30 % получающих право на управление ТС впервые. Учеников до 18 лет в автошколах менее 1%. Кроме того, согласно данным зарубежных исследований количество ДТП с данной категорией водителей очень велико.
Во – вторых в нашей стране указанная норма будет невостребована как минимум в ближайшие три десятилетия по причине того, что ни большая часть молодых людей, проживающих в отдаленных районах и действительно нуждающихся в средствах передвижения, ни их родители, не в состоянии приобрести автомобиль. Ссылка на зарубежный опыт некорректна. В США наличие автомобиля – острая необходимость. Это связано с тем, что большая часть молодых американцев проживает на значительном удалении от школ и колледжей, при практически полном отсутствии общественного транспорта им просто не на чем добираться до места учебы. Это при относительной дешевизне авто.
В – третьих непонятно, каким образом будет осуществляться контроль за передвижением начинающего водителя и за предусмотренным проектом обязательным присутствием водителя – наставника рядом с ним. Камеры фотофиксации не в состоянии контролировать этот процесс, сотрудники ДПС на дорогах после массовых сокращений отсутствуют.
Считаем введение данной нормы преждевременным.