Давайте рассмотрим хорошее, плохое и нелепое в советах по написанию сценариев.
Как только вы начинаете писать сценарии у всех вокруг внезапно появляются советы как надо правильно всё делать.
Советов по написанию сценариев пруд пруди — есть советы из лучших побуждений, советы, которые вы слышите от каждого на улице, советы, предназначенные для того, чтобы напугать вас до обморока, и советы, которые обязательно заставят вас почувствовать себя неудачником, а так же советы, которые звучат хорошо в теории, но невыполнимы на практике и все-все-все остальные.
К сожалению, такое обилие означает, что выяснить, к чему стоит прислушаться, а что следует игнорировать, не всегда просто.
Не волнуйтесь. Я вас прикрою.
Вот шесть популярных советов сценаристам, которые вам следует игнорировать... и к чему лучше прислушаться вместо этого.
❌ Игнорируйте: "Пишите только то, о чём знаете"
Вместо этого ✅: "Пишите всё, что захотите"
Это то, что авторы слышат всё время. И хотя это основано на чём-то логичном, на первый взгляд, это может невероятно вводить в заблуждение. В конце концов, если бы сценаристы писали только то, что они знают, почти каждый фильм и сериал был бы о писателях, которые сидят в комнате и пытаются придумать хорошие идеи для сюжета.
"Пишите только то, о чём знаете" полезно, когда речь идёт об эмоциональном ядре вашей истории, об универсальной правде, лежащей в основе повествования, к которой может подключиться каждый.
Но с точки зрения жизненного опыта? С точки зрения содержания истории? Игнорируйте это.
Вместо этого пишите о том, о чём хотите. Контрабандные самогонщики на рубеже веков. Ладно! Хиппи, которые случайно оказались на Марсе? Конечно. Танцоры, которые спасают мир? Чёрт возьми, да.
Просто обязательно проведите ресёрч, если вы имеете дело с каким-то местоположением, периодом времени, историческим событием, отраслью или областью, с которой вы не знакомы. Для этого нужен компьютер и Google.
❌ Игнорируйте: "Пишите каждый день"
Вместо этого ✅: "Пишите регулярно"
Я не знаю, как вы, но я устаю, даже думая об этом совете. Стивен Кинг, возможно, и может писать каждый день, но я, конечно, не могу.
Каждый автор индивидуален. Это как в истории о черепахе и зайце — одни сценаристы быстро бегут со своими первыми драфтами, другие делают всё медленно и расчётливо. Ни один способ не является абсолютно правильным или неправильным, всё дело в том, чтобы найти то, что работает для вас.
Какое-то время я пытался писать каждый день в качестве упражнения и был совершенно измотан. Но это не значит, что я не работаю каждый день; это не значит, что я постоянно не обдумываю и не накапливаю идеи и решения для своих историй.
Лучше пишите регулярно.
Если для вас это означает писать каждый день недели, даже по воскресеньям, отлично! Если нет, то это тоже совершенно нормально. Определите ритм и темп, которые вам подходят, и продолжайте продвигаться вперёд. Если вы пишете на регулярной основе, на мой взгляд, это верный способ чего-то достичь.
❌ Игнорируйте: "Не начинайте писать, пока…"
Вместо этого ✅: "Просто начните писать"
Существует так много вариаций этого совета.
Не начинайте писать, пока не узнаете концовку. Не начинайте писать, пока у вас не будет полного, пуленепробиваемого синопсиса. Не начинайте писать, пока не узнаете тему своей истории. Не начинайте писать, пока не узнаете всё о своём главном герое. Не начинайте писать, пока не узнаете кульминацию, провоцирующий инцидент и/или большой поворот. Не начинайте писать, пока не будете знать, что хотите сказать.
Даже не спорьте. Просто начните писать.
Идея останется идеей, пока вы не начнёте. Так что поместите идею из головы в реальные слова на странице.
Простое "начать" может быть полезным во многих отношениях — как только у вас появятся страницы, вы сможете понять проблемы с историей, посмотреть, что работает, а что нет с вашими персонажами, обнаружить пробелы в сюжете и многое другое.
Как только вы начнёте, не бойтесь нажать кнопку паузы, если обнаружите, что вам нужно изменить и переработать мотивы и цели персонажей или усилить определённый момент сюжета.
Просто не застревайте, уставившись на пустую страницу, потому что какой-то туманный совет по написанию сценария заявил, что вы ещё не готовы начать.
❌ Игнорируйте: "Никогда не используйте воспоминания, закадровый голос, сны и т.д. в вашем сценарии"
Вместо этого✅: "Доверьтесь своей интуиции"
Молодые и начинающие сценаристы постоянно слышат подобные советы, обычно замаскированные под сценарное "правило". И дело в том, что это просто неправда.
Множество любимых, отмеченных наградами, невероятных фильмов и сериалов используют те самые сюжетные приёмы, которых вам советовали избегать.
Если ваша интуиция подсказывает вам использовать флэшбэки в вашем сценарии - используйте их! Если лучший способ рассказать свою историю - это закадровый голос, дерзайте!
Следует помнить, что использовании любого вида повествовательного приёма, - это необходимость. Является ли сюжетный приём необходимым для того, чтобы наилучшим образом рассказать историю? Является ли сюжетный приём помехой для истории или он делает историю лучше?
Флэшбэки, закадровый голос, последовательности из сновидений — фундаментальное правило для таких сюжетных приёмов заключается в том, что они должны каким-то образом дополнять историю. Если это не так, если это просто классный повествовательный трюк, который вы, как автор, навязываете истории, лучше пересмотрите этот момент.
Но если это сделает историю лучше, доверьтесь своей интуиции, следуйте зову сердца или прислушайтесь к своему голосу.
❌ Игнорируйте: "Ищите тренды в индустрии"
Вместо этого ✅: "Напишите то, что вы хотели бы посмотреть"
Мультивселенная, вампиры, путешествия во времени, документальные фильмы, триллеры с социальными комментариями, переосмысленные сказки — любой может назвать несколько трендов в индустрии за считанные секунды. Но это не значит, что вы должны подчиняться и становиться частью шаблона.
Отчасти проблема следования тенденциям заключается в том, что к тому времени, когда общая масса осознает этот тренд, руководители студий и продюсеры уже двигаются дальше.
Если люди пытаются найти "следующего Теда Лассо" или что-то вроде "Всё везде и сразу", это не значит, что они на самом деле ищут проекты, включающие те же самые элементы. На самом деле никто не хочет вторых "Бриджертонов", они хотят следующий проект, который заставит зрителей проглотить весь сезон за один присест.
Вместо того, чтобы пытаться стать частью тренда, который, скорее всего, уже проходит, просто напишите что-нибудь, что вы действительно хотели бы посмотреть. Ваша страсть и любовь к сюжету проявятся в сценарии, и что бы кто ни говорил, на самом деле именно такие истории ищут продюсеры.
❌ Игнорируйте: "Если вы можете не писать, - не пишите"
Вместо этого ✅: "Отправьтесь в путешествие"
Это предупреждение преподносится как совет, который так часто встречается в "вопросах и ответах" известных персон, дискуссиях и повседневных разговорах, что он просто отпечатывается в мозгу каждого начинающего сценариста.
Люди, которые говорят это, могут звучать так, как будто пытаются отпугнуть вас от сценарного дела, но я не думаю, что это на самом деле так. Как и в случае с любой обратной связью, которую вы получаете в процессе написания, вам просто нужно найти суть скрытую под комментарием.
Когда кто-то говорит вам, что если есть что-то ещё, чем вы могли заниматься и быть счастливы, кроме писательства, вы должны этим заняться... это не то, что они на самом деле имеют в виду.
На самом деле, это про то, что... писать сценарии - это тяжело. Нет единого пути, которому можно следовать, нет гарантии успеха. Вам придётся выполнять много работы бесплатно, абсолютно не ожидая, что из этого что-то получится. Знайте, что будут страдания, что вам придётся смириться с отказом и упорствовать, даже когда кажется, что всё против вас.
Но если вам это нравится — если вы любите писать истории — делайте это. Не позволяйте никому убеждать вас в обратном.
Отправьтесь в путешествие по написанию истории, и приступайте к работе над следующим сценарием.
И помните…
Как однажды написал Уильям Голдман: "Никто ничего не знает".
by Britton Perelman
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.