Найти в Дзене
Правовая культура

Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

Оглавление

Пошаговый практический комментарий к статье 24 Закона о защите прав потребителей

Как производится перерасчет цены при замене товара?

Сколько денег вернут, если товар куплен по акции?

Можно ли вернуть проценты, если товар был приобретен в рассрочку или в кредит?

В предыдущих статьях из цикла настоящих комментариев мы разобрали, какие требования может предъявить потребитель, если товар оказался некачественным, в какие сроки продавец (изготовитель, импортер) должен их удовлетворить и какая ответственность предусмотрена за нарушение прав потребителей

В этот раз поговорим о ст. 24 Закона о защите прав потребителей (сокращенно ЗоЗПП), название которой говорит само за себя и воспроизведено мной в названии настоящего комментария.

При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится

Ранее мы разбирали, что продавец (изготовитель и т.д.) может отказаться от замены некачественного товара на идентичный и не понести за это ответственности, если такого товара нет в наличии, он не выпускается, не поставляется и т.п. Также мы обсудили, что доказать наличие идентичного товара для замены должен именно потребитель.

Ч. 1 ст. 24 ЗоЗПП как раз одна из причин, почему предприниматели не любят удовлетворять требование о замене на товар той же модели и артикула. Ведь цена могла вырасти, а отдавать качественный товар придется по старой цене.

Напомню, что при отказе продавца (изготовителя и т.д.) от замены товара на идентичный потребителю остается только выбрать иное требование. Кроме случая, если удастся доказать, что продавец (изготовитель и т.д.) соврал и товар для замены у него был.

При замене на аналогичный товар нужно оплатить разницу в цене

Согласно ч. 2 ст. 24 ЗоЗПП, одна из сторон должна возместить другой разницу в цене между товаром, подлежащим замене и товаром, предоставленным взамен.

Если новый товар дороже старого - доплачивает потребитель. Если старый товар дороже нового, продавец (уполномоченная организация) возмещает потребителю разницу

Цена товара, как и при расчёте неустойки, определяется на момент осуществления замены или на момент вынесения решения суда.

К сожалению, судебная практика на уровне высших судов не регулирует вопрос о том, кто должен сделать первый шаг? Может ли продавец не выдавать новый товар, пока потребитель не внесет доплату, и может ли потребитель не доплачивать, пока не получит товар?

Ответить на этот вопрос стоит так.

Ст. 21 ЗоЗПП устанавливает для предпринимателя срок замены товара. За его нарушение предусмотрена неустойка 1% в день - ст. 23 ЗоЗПП. То есть, у продавца (уполномоченной организации) нет права удерживать товар свыше 20 дней. Даже если потребитель отказывается от доплаты.

Потребитель фактически не несет ответственности за то, что удерживает некачественный товар, о чем мы тоже говорили ранее.

Такой правовой пробел может разрешить только суд в конкретном деле. Если у вас есть с продавцом (уполномоченной организацией) соответствующие разногласия, обязательно попросите суд указать в решении порядок исполнения: кто должен сделать первый шаг, а кто второй

На уровне нижестоящих судов распространена практика "в пользу потребителя": сначала продавец (уполномоченная организация) платит разницу в цене, а только потом потребитель возвращает ему некачественный товар.

Риск повышения цены товара на продавце

При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Это применимо и к случаям, когда товар был приобретен по акции. Если, конечно, к моменту возврата акция уже закончилась. Однако, как мы ранее разбирали, доказать в суде, что на момент удовлетворения требования или на момент вынесения решения суда товар стоит больше, чем при покупке, не всегда просто. Если цена вопроса - пара тысяч рублей, поход в суд вряд ли будет стоить затраченных усилий.

В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита

Звучит довольно очевидно, не так ли?

На самом деле нет. Всё дело в том, что здесь, в ч. 5 ст. 24 ЗоЗПП, законодатель допустил грубейшую ошибку, которую до сих пор не может признать и исправить.

Российское право не знает такого понятия, как "плата за предоставление кредита".

Некоторые считают, что проценты сами по себе являются такой платой. Но это даже экономически неверно. Процентами заемщик не только платит за предоставление кредита, но и возмещает займодавцу инфляцию, а также потери, связанные с невозможностью пользования деньгами, а еще оплачивает риск невозврата.

Юридически проценты тоже имеют совершенно иную правовую природу. А взимание платы за предоставление потребительских кредитов фактически запрещено. Есть даже соответствующая судебная практика на уровне судов низшего звена.

Верховный суд подтвердил, что проценты - это не плата за предоставление кредита. Об этом я даже писал отдельную статью. Обязательно прочитайте. Не буду подробно останавливаться на этом, но кратко повторю главную мысль.

Ч. 5 ст. 24 ЗоЗПП "работает" только в случае покупки товара в рассрочку.

Хотя плату за рассрочку тоже ни один адекватный продавец не берёт...

Но что делать, если продавец предоставил рассрочку, а требование подано изготовителю или импортеру? Ответа на этот вопрос также не дают ни суды, ни законодатель.

По общему правилу, вы сможете получить от изготовителя (импортера) возврат в полном объеме. Но продавцу должны будете платить рассрочку до конца. Иначе возникнет неосновательное обогащение, которое надо будет вернуть. Но лучше, конечно, в такие дебри вовсе не влезать:)

Вернуть проценты по банковскому кредиту сложнее, но тоже можно

Можно вернуть и проценты по банковскому кредиту, который был получен на покупку определённого товара. Такая возможность прямо закреплена в ч. 6 ст. 24 ЗоЗПП. Но тут есть 3 важных условия, которые также определил Верховный суд:

  1. Требование может быть предъявлено только продавцу.
  2. Потребитель должен собрать доказательства, что проценты уже были уплачены;
  3. Также потребитель должен доказать, что кредит взят под конкретный товар. Это должно быть прямо и недвусмысленно указано в самом кредитном договоре. Если, как часто бывает, кредит был "на любые цели", то продавец не обязан возмещать потребителю уплаченные проценты.

А всё потому что кредит "на любые цели" регулируется специальным законом - ФЗ № 353 "О потребительском кредите", в котором право на возврат процентов в случае приобретения некачественного товара не прописано.

Напротив, при досрочном возврате кредита проценты за фактический срок пользования деньгами уплачиваются - ст. 11 ФЗ № 353. А ещё досрочно отказаться от такого кредита можно, только уведомив банк за 30 дней. И всё это время проценты продолжают "капать"...

Иногда рассчитывать сумму становится реально сложно. Придется вооружиться калькулятором и запастись терпением. Но если хотите защитить свои права, это стоит сделать (изображение: https://statusplusykt.ru/img/18335491.jpg)
Иногда рассчитывать сумму становится реально сложно. Придется вооружиться калькулятором и запастись терпением. Но если хотите защитить свои права, это стоит сделать (изображение: https://statusplusykt.ru/img/18335491.jpg)

Подводя итог, определим, как вести себя при расчетах за некачественный товар:

  • Если вы выбрали требование о замене на товар той же марки (модели и артикула), вам должны предоставить новый товар без каких-либо доплат;
  • Если вы выбрали требование о замене на аналогичный товар, необходимо определить разницу в цене, исходя из цены старого и нового товаров на момент расчетов. Обладатель того товара, который стоит больше, доплачивает другой стороне;
  • Если вы выбрали требование о замене на аналогичный товар, постарайтесь выбрать способ взаимодействия с продавцом, исключающий спор двух баранов у моста (кто первый?). Например, в розничном магазине вы можете и забрать новый товар, и заплатить в один день;
  • Если вы возвращаете товар, который брали по акции или который успел подорожать, требуйте вернуть новую стоимость, а не ту, которая указана в чеке;
  • Если вы взаимодействуете с продавцом (изготовителем и т.д.) дистанционно (например, это Интернет-магазин) и получили меньшую сумму, чем положено, сообщите, что имеете право на бОльшую сумму и готовы обратиться в суд. Обычно в таких случаях доплачивают;
  • Если вы брали рассрочку и возвращаете товар, проверьте, что продавец правильно рассчитал уже уплаченную вами часть рассрочки;
  • Если вы брали кредит на покупку товара, который возвращаете, проверьте, позволяют ли условия кредитного договора требовать от продавца возмещения процентов по кредиту. Если да, то возьмите в банке выписку платежей по кредиту и предоставьте продавцу вместе с кредитным договором.
В следующем комментарии к ст. 25 ЗоЗПП поговорим о том, когда и при каких условиях потребитель может обменять или возвратить товар надлежащего качества

Если вам интересна тема защиты прав потребителей и вы хотите разобраться в ней, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал! Так вы не пропустите очередные статьи этого цикла, вам не придется читать несколько комментариев "залпом" и вы усвоете материал проще и лучше