Евгений Бутман, предприниматель, эксперт в области ритейла и автор книги «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России», начал с должности ассистента продавца, а в 1996 году выиграл тендер на эксклюзивную дистрибуцию товаров Apple в России. Гость Equium Talks рассказал о принципах предпринимателя, целеполагании и способах оценить эффективность бизнеса.
Главное:
- Если не мешать старению компании, оно наступит само собой.
- Есть хорошие идеи, но нет компании? Значит, вы мечтатель.
- Принимать решения — профессиональное действие предпринимателя.
- Бизнес — это не ребёнок, а продукт; его можно продать или закрыть.
Как предпринимательство меняет человека
Ответственность и принятие решений меняют человека. Я был мягким, вполне интеллигентным, далеко не храбрым до того, как встал на путь предпринимателя. Со временем, и даже часто, приходилось останавливаться на перепутье, выбирать меньшее из двух зол. Я до сих пор помню, насколько тяжело было впервые уволить сотрудника, по сути, определить его судьбу. Умение увольнять, умение проигрывать, умение правильно выигрывать, не бояться — всё это вносит коррективы в характер.
Принципы предпринимателя от Евгения Бутмана
Во-первых, всегда говорить правду самому себе. Человек вообще склонен очаровываться, искать оправдания своим поступкам. На самом деле, жизнь — штука жёсткая, и если нужно сделать что-то плохое, то лучше сказать об этом честно. В этом и заключается удел предпринимателя: нельзя быть всю жизнь в белом, придётся делать «пограничные» вещи.
Во-вторых, доделывать, додумывать до конца. Это не так просто, как может показаться. Если прислушаться к повседневной речи, можно часто услышать: «Ну, дальше понятно, дальше ясно», — а всё, что идет потом, кажется очевидным. Но если доводить каждую мысль до логического завершения и каждое дело — до конца, будет тяжело.
В-третьих, нужно уметь делегировать. Начиная бизнес, предприниматели руководствуются простой предпосылкой: «Если я за всё отвечаю, значит, я всё и решаю». Со временем такие руководители могут превратиться в «красных директоров»: они будут с одинаковым рвением заключать крупные сделки и покупать лампочки в офис, а сотрудники превратятся в профессиональных исполнителей.
Как правильно ставить цели
Во время кризиса компании можно поделить на жертвы и бизнесы-бенефициары. У компаний-бенефициаров есть 2 стратегии: одна помогает выжить во время кризиса, другая направлена на развитие, поиск возможностей на рынке. Как во время кризиса, так и во время роста может возникнуть конфликт целей. Чтобы этого избежать, предложу другой подход к целеполаганию.
Цель должна быть:
- Количественной. Нельзя поставить цель «больше», «лучше», «быстрее». Лучше так: «18 числа, в четверг, 14:30».
- Простой. Все должны понимать цель одинаково, не должно возникать ситуаций в контексте «я не это имел в виду».
- Достижимой. Если цель недостижима, это мечта. Давайте отделять мечты от целей.
- Среднесрочной. Слишком короткая цель — это оперативный план. Слишком долгосрочная — мечта.
Также процесс целеполагания должен быть непрерывным, восходящим. Каждая следующая цель должна быть более амбициозной, чем предыдущая.
Альтернативный способ оценить эффективность бизнеса
Многие предприниматели мыслят в операционных терминах. Конечно, финансовые показатели — учёт по денежному потоку, возврат на вложенный капитал, капитализация — важны. Помимо этого, компания должна быть:
- Устойчивой. При резком ухудшении как внешней, так и внутренней ситуации компания не должна исчезнуть.
- Адаптивной. Компания должна уметь меняться, адаптироваться под тренды и предпочтения покупателя. Чересчур жёсткая структура, раз и навсегда отлаженные бизнес-процессы и продуктовая стратегия могут этому помешать.
- Гибкой. Наличие встроенных инструментов и способностей, которые помогут компании поменять клиентов, каналы сбыта, ассортимент.
Как найти партнёра для бизнеса
«Химия» между партнёрами не всегда определяет успех. Наоборот: для меня идеальный партнёр — это очень скучный человек.
Считаю, что у идеальных партнерских отношений есть несколько принципов:
1. Вы друг другу ровня, не на разных полюсах, и у вас схожие ценности. В противном случае, — если партнёр сильнее, богаче, — вы уязвимы. Когда наступит кризис, всё разрушится.
2. Партнёр должен быть честным. Врут все, но некоторые делают это постоянно.
3. У партнёра нет чрезмерной тяги к риску. Например, он/она не азартный игрок, не любит экстремальный спорт. Такие люди принимают решения по-другому, могут поставить на карту слишком многое в ситуациях, когда лучше проявить выдержку.
4. Партнёр не должен быть скупым или транжирой. Избегайте крайностей, ведь бизнес — это управление деньгами.
#apple #интервью #бизнес-клуб #предприниматели