Найти в Дзене

Цели, принципы, партнёры: интервью с основателем re:Store Евгением Бутманом

Оглавление

Евгений Бутман, предприниматель, эксперт в области ритейла и автор книги «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России», начал с должности ассистента продавца, а в 1996 году выиграл тендер на эксклюзивную дистрибуцию товаров Apple в России. Гость Equium Talks рассказал о принципах предпринимателя, целеполагании и способах оценить эффективность бизнеса.

Евгений Бутман (справа), сооснователь и председатель совета директоров группы компаний Ideas4Retail, и Анна Фомичёва, вице-президент бизнес-сообщества «Эквиум» по внешним коммуникациям
Евгений Бутман (справа), сооснователь и председатель совета директоров группы компаний Ideas4Retail, и Анна Фомичёва, вице-президент бизнес-сообщества «Эквиум» по внешним коммуникациям

Главное:

  1. Если не мешать старению компании, оно наступит само собой.
  2. Есть хорошие идеи, но нет компании? Значит, вы мечтатель.
  3. Принимать решения — профессиональное действие предпринимателя.
  4. Бизнес — это не ребёнок, а продукт; его можно продать или закрыть.

Как предпринимательство меняет человека

Ответственность и принятие решений меняют человека. Я был мягким, вполне интеллигентным, далеко не храбрым до того, как встал на путь предпринимателя. Со временем, и даже часто, приходилось останавливаться на перепутье, выбирать меньшее из двух зол. Я до сих пор помню, насколько тяжело было впервые уволить сотрудника, по сути, определить его судьбу. Умение увольнять, умение проигрывать, умение правильно выигрывать, не бояться — всё это вносит коррективы в характер.

Принципы предпринимателя от Евгения Бутмана

Во-первых, всегда говорить правду самому себе. Человек вообще склонен очаровываться, искать оправдания своим поступкам. На самом деле, жизнь — штука жёсткая, и если нужно сделать что-то плохое, то лучше сказать об этом честно. В этом и заключается удел предпринимателя: нельзя быть всю жизнь в белом, придётся делать «пограничные» вещи.

Во-вторых, доделывать, додумывать до конца. Это не так просто, как может показаться. Если прислушаться к повседневной речи, можно часто услышать: «Ну, дальше понятно, дальше ясно», — а всё, что идет потом, кажется очевидным. Но если доводить каждую мысль до логического завершения и каждое дело — до конца, будет тяжело.

В-третьих, нужно уметь делегировать. Начиная бизнес, предприниматели руководствуются простой предпосылкой: «Если я за всё отвечаю, значит, я всё и решаю». Со временем такие руководители могут превратиться в «красных директоров»: они будут с одинаковым рвением заключать крупные сделки и покупать лампочки в офис, а сотрудники превратятся в профессиональных исполнителей.

Как правильно ставить цели

Во время кризиса компании можно поделить на жертвы и бизнесы-бенефициары. У компаний-бенефициаров есть 2 стратегии: одна помогает выжить во время кризиса, другая направлена на развитие, поиск возможностей на рынке. Как во время кризиса, так и во время роста может возникнуть конфликт целей. Чтобы этого избежать, предложу другой подход к целеполаганию.

Резиденты и сотрудники бизнес-сообщества «Эквиум» на закрытом клубном мероприятии Equium Talks, 2022 год
Резиденты и сотрудники бизнес-сообщества «Эквиум» на закрытом клубном мероприятии Equium Talks, 2022 год

Цель должна быть:

  1. Количественной. Нельзя поставить цель «больше», «лучше», «быстрее». Лучше так: «18 числа, в четверг, 14:30».
  2. Простой. Все должны понимать цель одинаково, не должно возникать ситуаций в контексте «я не это имел в виду».
  3. Достижимой. Если цель недостижима, это мечта. Давайте отделять мечты от целей.
  4. Среднесрочной. Слишком короткая цель — это оперативный план. Слишком долгосрочная — мечта.

Также процесс целеполагания должен быть непрерывным, восходящим. Каждая следующая цель должна быть более амбициозной, чем предыдущая.

Альтернативный способ оценить эффективность бизнеса

Многие предприниматели мыслят в операционных терминах. Конечно, финансовые показатели — учёт по денежному потоку, возврат на вложенный капитал, капитализация — важны. Помимо этого, компания должна быть:

  • Устойчивой. При резком ухудшении как внешней, так и внутренней ситуации компания не должна исчезнуть.
  • Адаптивной. Компания должна уметь меняться, адаптироваться под тренды и предпочтения покупателя. Чересчур жёсткая структура, раз и навсегда отлаженные бизнес-процессы и продуктовая стратегия могут этому помешать.
  • Гибкой. Наличие встроенных инструментов и способностей, которые помогут компании поменять клиентов, каналы сбыта, ассортимент.

Как найти партнёра для бизнеса

«Химия» между партнёрами не всегда определяет успех. Наоборот: для меня идеальный партнёр — это очень скучный человек.

Илья Сидоров, Роман Корольков и Сергей Мироненко, резиденты чаптера «Эквиум» Москва, 2022 год
Илья Сидоров, Роман Корольков и Сергей Мироненко, резиденты чаптера «Эквиум» Москва, 2022 год

Считаю, что у идеальных партнерских отношений есть несколько принципов:

1. Вы друг другу ровня, не на разных полюсах, и у вас схожие ценности. В противном случае, — если партнёр сильнее, богаче, — вы уязвимы. Когда наступит кризис, всё разрушится.

2. Партнёр должен быть честным. Врут все, но некоторые делают это постоянно.

3. У партнёра нет чрезмерной тяги к риску. Например, он/она не азартный игрок, не любит экстремальный спорт. Такие люди принимают решения по-другому, могут поставить на карту слишком многое в ситуациях, когда лучше проявить выдержку.

4. Партнёр не должен быть скупым или транжирой. Избегайте крайностей, ведь бизнес — это управление деньгами.

#apple #интервью #бизнес-клуб #предприниматели