Наверное, материал назрел. Слишком много шарлатанов «от психологии» используют эти термины в своих корыстных интересах.
Однако сначала об устойчивых мифах.
Один из них – все болезни «от нервов».
В значительной мере это, конечно, так. Но, во-первых, не все. Во-вторых, любая болезнь «не от нервов» нервную систему и психику все равно затрагивает. (У нас на канале была статья о «Внутренней картине болезни», советую еще раз посмотреть).
И еще одно соображение, которое не будем раскрывать подробно, но озвучим – если зацепит, посмотрите информацию сами, или закажите на будущее у нас на канале.
Соображение это следующее: в нашем организме работают три весьма эффективных регуляторных системы, и все они тесно связаны друг с другом: нервная, эндокринная, имунная.
А теперь непосредственно к теме заметки.
Что такое психосоматическое заболевание. Если не слишком строго, то это случай, когда проблемы психики вызывают реальные проблемы в теле.
Соматоформное заболевание – соответственно, когда человек ощущает из-за психических проблем соматические симптомы, но на самом деле их нет, приборные исследования не отмечают патологических изменений в теле. Впрочем, человеку, их чувствующему, от этого не сильно легче. А иногда даже страшнее.
Ну и введем понятие соматогений. Опять же, если не заморачиваться с корректностью определений, то это вред, наносимый психике соматическими заболеваниями. Иными словами, больное тело калечит психику.
Ах, да, еще нозогении. Здесь нозогении – это патопсихологические реакции, вызванные «обычными» болезнями тела. Про остальное более-менее понятно.
На мой вкус бывшего инженера-математика - я бы не стал делить первый тип со вторым, а третий - с четвертым. Но я не психиатр, им, возможно, виднее:).
Если взять обычную (не психиатрическую) больницу, то соотношение будет таким: (картинку и данные я взял из доклада д.м.н. А.А. Шмиловича).
Приведем примеры психосоматических заболеваний. На самом деле, их знает каждый, а многие, к сожалению, «попробовали» на себе. Типичные проявления: расстройства ЖКТ (язвы, колиты, рефлюксы, дискинезии и даже «эмоциональная желтуха»), сердечно-сосудистой системы (ИБС, гипертония, аритмии и т.д.), имунной и эндокринной систем (астма, сахарный диабет и т.д.). Сюда же добавим миомы, мастопатию, кожные заболевания, несуицидальные самоповреждения, расстройства пищевого поведения и т.д.
Из моего опыта доверители с тревожным расстройством очень быстро получают проблемы с ЖКТ. И, наоборот, если удается облегчить состояние психики, то возможно, например, «самоизлечение» от язвенной болезни. Правда, здесь многое зависит от того, насколько далеко зашло телесное расстройство.
Соматоформные расстройства проще всего разобрать на примере кардионеврозов. Человек годами ходит к кардиологам, испытывает симптомы и даже синдромы сердечного заболевания, а кардиограмма отличная. По данным научных источников таких больных, сидящих в поликлинической очереди перед кабинетом кардиолога – каждый шестой!!!
Про соматогении тоже легко понять: например, человек пьянством разрушил ГАМКэргическую систему и получил психоз (белая горячка). Болезнь вполне себе телесная, а симптомы психиатрические. Кстати, высокая температура при любом инфекционном заболевании также может вызвать психоз, с бредом и даже галлюцинациями. Я прекрасно помню, как после восьмого класса перенес менингит, и на фоне высокой температуры имел страшные галлюцинации в виде клубка из тысяч змей. Даже стих сочинился тогда:
«Мне в менингитовом бреду
Привиделось однажды,
Что я среди гадюк бреду –
Шипят гадюки важно.
Одна мне шею обвила –
Ужасный воротник.
Я из последних сил шептал:
Терпи, терпи, мужик!
И вот спасительной рукой –
Синь утра необъятна –
Вонзился шприц иглой тупой.
И боль была приятна».
С того момента прошло 50 лет, а я помню детали тех видений.
Но вернемся к картинке. Что из нее следует, и для чего это знать непрофессионалам? Да ровно для того, чтобы понимать: без малого каждый второй не получает помощь у того специалиста, который ему необходим. А именно – у психиатра или клинического психолога.
Что же из этого следует?
Одни проблемы. При соматоформных расстройствах человек не получает единственно необходимой ему помощи вообще. Ипохондрик не улучшит своего состояния, хоть тысячу раз пройдет обследование у кардиолога или онколога. Ему нужен психиатр или психолог.
При психосоматике эти специалисты также необходимы, но не менее нужна и помощь врача по профилю соматического расстройства.
И, наконец, при «чистых» соматических заболеваниях мы снова столкнемся с тем, что сопровождение уже настоящего больного психологом сильно улучшит прогноз течения его болезни.
Пора уже всем понять, что попытки «отделить» душу от тела несостоятельны изначально.
Маленький пример из личной практики: тот же гипертериоз – это не только гиперактивность одновременно со слабостью и исхуданием. Это обычно еще и агрессия, раздражительность, подвижность психических реакций.
Или пришел ко мне на консультацию товарищ с, как он сказал, «двухмесячной депрессией». И с таким характерным бронхитным «похрипыванием-посвистыванием». Я его отправил к терапевту, он пропил антибиотики. И сообщил, что депрессия куда-то делась.
Вообще, порой происходят странные и очень интересные вещи.
Есть такая болезнь: подагра. От избытка мочевой кислоты. Болезнь неприятная, как и все болезни. Переводится как «капкан на ноге».
И вдруг исследователи замечают, что среди больных подагрой необыкновенно много выдающихся людей. Необязательно мыслителей и ученых. Но общественных деятелей, полководцев, политиков. Непропорционально много, в десятки раз больше, чем в среднем по популяции.
А причина оказалась, я бы сказал, «соматопсихической» . Выяснилось, что структура мочевой кислоты схожа со структурой кофеина. Соответственно, она может связывать рецепторы аденозина и человек остается бодрым более длительное время, чем человек без подагры.
Глупому это не поможет. А умному повышение активности даст фору перед другими.
Ну и подходим к выводам.
Тело и душа - едины. И пора это запомнить всем: и гражданам, и врачам всех специальностей. Нельзя лечить тело, забыв про душу. Нельзя лечить душу, забыв про тело.
На сегодня - все.
В оформлении использована работа Веры Ельницкой "Лодки" из коллекции галереи "Арт-Гнездо".
Ниже - полезные статьи и видео с конкретными советами и техниками.
Боремся с тревожностью. Часть 4. Техника Брюера
Тревожно-депрессивное расстройство. Взгляд изнутри
Аарон Бек: ученый, психотерапевт и... тест на депрессию.
Тревожное расстройство поддается коррекции. Очередной пример из практики
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.